Совмещения

Основные отличия замещения от совмещения

Совмещения

Понятие «человеческий фактор» существует не случайно: в любой конторе важный сотрудник может заболеть, уволиться или уйти в отпуск, и в таком случае окажется, что со срочной работой справляться некому.

В ситуации, когда в офисе или на предприятии не хватает рабочих рук, начальство может оформить замещение либо совмещение профессий. Вопреки заблуждению, эти термины обозначают не одно и то же.

Как же следует толковать каждый из них и чем замещение отличается от совмещения?

Что такое совмещение

Согласно Трудовому кодексу РФ, совмещение профессий — это «расширение зон обслуживания, увеличение объема работы».

На практике это означает дополнительную нагрузку на определённого сотрудника, причём новые действия, которые придётся выполнять человеку, совмещающему два занятия, могут не совпадать с действиями, изначально прописанными в трудовом договоре.

То есть человек как бы устраивается ещё на одну вакансию в своей фирме — и, конечно же, получает за это неплохое вознаграждение. При этом он не подписывает ещё один трудовой договор и выполняет новые обязанности на протяжении рабочего дня — в свободное время от основной нагрузки.

Рассуждая о работе сразу по двум направлениям, следует различать термины «совмещение профессий» и «совмещение должностей».

  • Первый используется для обозначения рабочих специальностей.
  • Второй применим в основном к руководству, а также специалистам и служащим.

О совмещении профессий можно говорить, если человек работает, например, и плотником и маляром, о совмещении должностей — если это менеджер и заместитель руководителя отдела в одном лице.

Несмотря на то что работник, решившийся на совмещение профессий или должностей, не должен снова заключать трудовой договор, такую инициативу обязательно следует оформить официально.

Если начальник хочет предложить подчинённому взять дополнительные обязательства, необходимо:

  • согласовать изменения со штатным расписанием;
  • попросить сотрудника написать соглашение;
  • составить отдельное свидетельство об изменениях — его нужно прикрепить к изначальному договору;
  • подтвердить договорённость изданием распоряжения.

Что такое замещение

В штатной практике существует и такое понятие, как замещение должностей. Что это за явление, прописано в Федеральном законе от 27. 07. 2004 N 79-ФЗ, но если доносить суть простыми словами, получится примерно следующее:

замещение сотрудника оформляется, если руководство решает временно «перебросить» человека с одной должности на другую. При этом подчинённый освобождается от обязанностей, которыми был наделён изначально, и получает за работу такую же сумму, какую ранее получал отсутствующий коллега.

Зарплата «заменяющего» может быть даже увеличена, но ни в коем случае не уменьшена.

Важный нюанс: один и тот же сотрудник не может замещать другого несколько месяцев подряд. Спустя 31 день такой работы человек возвращается к обязанностям, прописанным в его трудовом договоре.

Чаще всего замещение сотрудника оформляют в рядовых офисах, когда один из членов коллектива уходит в отпуск или заболевает. Однако если речь идёт об опасном производстве, критерии меняются, и в таком случае к замещению прибегают, чтобы:

  • предотвратить аварию или даже катастрофу;
  • устранить последствия стихийного бедствия;
  • не допустить несчастный случай;
  • избежать уничтожения либо порчи имущества;
  • обеспечить экономическую стабильность фирмы.

Разница между совмещением и замещением

Тщательно разобравшись, что такое замещение и совмещение, можно сделать вывод, в чём разница между этими понятиями. Для этого стоит обратить внимание на такие факторы, как:

  • нагрузка на сотрудника;
  • размер оплаты труда;
  • максимальный срок.

Человек, совмещающий две профессии или должности, испытывает куда большую нагрузку, нежели замещающий.

Совмещение подразумевает как бы две работы сразу, а замещение — только один вид деятельности, просто не прописанный в основном трудовом договоре с сотрудником.

Однако двойной труд и оплачивается соответствующе. А вот при замещении профессий работник словно «меняется» зарплатой с человеком, устроившимся на другую вакансию, — и то ненадолго.

Что касается совмещения должностей, занимать сразу две вакансии в одной фирме сотрудник может сколько угодно: в дополнительном соглашении может быть не прописано никакого срока (впрочем, иногда его всё-таки устанавливают). При этом если руководство решит снять подчинённого со второй должности или уменьшить его вознаграждение, человек должен быть предупреждён о предстоящих переменах как минимум за два месяца.

Что в каждом конкретном случае выгоднее предложить сотруднику — замещение или совмещение, — решает начальство. Но в любой ситуации не следует заранее решать всё за исполнителя или заставлять его сменить род деятельности, пусть и ненадолго. Сотрудник должен быть осведомлён обо всех особенностях дела и подписать соглашение, будучи уверенным в собственных силах.

Сравнительная таблица

Итак, мы разобрались, что такое замещение и совмещение профессий (или должностей) и в чём сходство и различие этих понятий. Для удобства данные можно систематизировать.

 СовмещениеЗамещение
НагрузкаДвойная: человек выполняет обязанности, продиктованные трудовым договором, а в свободное время — обязанности, продиктованные дополнительным соглашением.Человек выполняет обязанности, продиктованные дополнительным соглашением.
ЗарплатаЗарплата, положенная согласно трудовому договору, плюс заранее оговорённая сумма в качестве доплаты.Зарплата человека, отсутствующего на предприятии (возможны надбавки).
Максимальный срокНе ограниченОдин месяц на протяжении календарного года.

Совместительство и совмещение:

Источник: https://ligabiznesa.ru/kadry/sovmestitelstvo/zameshhenie-i-sovmeshhenie.html

Виды совмещения должностей в трудовом праве

Совмещения

Совмещение довольно часто можно встретить в трудовых отношениях. Оно заключается в выполнении нескольких различных должностных функций одним сотрудником. Как правило, эти функции являются достаточно схожими, однако принадлежат они разным должностным категориям.

Работник может работать в режиме совмещения как сразу в нескольких организациях, так и в одной.

Последний вариант предполагает установление определенной доплаты.

Точка зрения действующего законодательства

Несмотря на схожесть понятий, совмещение и совместительство, все же, имеют разные смысловые нагрузки. Совместительство может включать в себя дополнительную работу в свободное время, а совмещение происходит непосредственно в течение одного рабочего процесса, путем увеличения нагрузки и ускорения выполнения поставленных задач.

Особенности осуществления работы по совмещению устанавливаются и изменяются положениями действующего ТК РФ, в частности, ст. 60, 151, 149 и 60.2. Именно данные статьи осуществляют регулирование процедуры оформления совмещения, устанавливают порядок назначения необходимой доплаты и т.д.

Помимо этого, процедура совмещения может регулироваться и некоторыми внутренними документами компании, например, коллективным договором, дополнительным соглашением и т.д. Однако следует помнить о том, что самостоятельно введенные нормы не должны противоречить основному порядку, а также ущемлять права и законные интересы сотрудников.

Важным документом, имеющим прямое отношение к совмещению, является инструкция Минфина «О порядке и условиях совмещения должностей». Именно в ней идет речь о таких важных понятиях, как совмещение нескольких профессий, порядок освобождения от выполнения определенных обязанностей и т.д.

По каким основаниям может быть осуществлено совмещение?

Совмещение нескольких профессий или должностей

Данное понятие предполагает выполнение сотрудником нескольких видов обязанностей, каждый их которых относится к определенной должности. При этом должны быть соблюдены два основных условия:

  • оба вида работ должны осуществляться сотрудником у одного руководителя – то есть в одной организации либо компании;
  • все виды обязанностей выполняются в течение одного рабочего времени, то есть одной смены либо дня.

Понятие «профессия», как правило, применяется к сотрудникам, трудящимся на рабочих специальностях, в то время как понятие «должность» используется в отношении административных специалистов, государственных служащих и т.д.

Примером совмещения должностей может быть выполнение главным бухгалтером обязанностей юрисконсульта.

Расширение зоны обслуживания, либо увеличение объема производимой работы

Данные понятия предполагают увеличение объема работы без принятия обязанностей, связанных с иной профессией.

Фактически, сотрудник просто берет на себя обязательства по выполнению большего объема работ, которые входят в его непосредственные должностные обязанности.

Например, инженер по обслуживанию одного участка на производстве соглашается принять на себя дополнительные обязанности по обслуживанию нового участка. Таким образом, объем его регулярных работ увеличивается.

Принятие дополнительных обязанностей за временно отсутствующего сотрудника

Если работник отсутствует в течение достаточно длительного периода времени, другой сотрудник может временно взять на себя обязанности по исполнению его рабочих функций. При этом отсутствие сотрудника может быть вызвано как его болезнью, так и нахождением в служебной командировке либо в отпуске по графику.

Например, помощник бухгалтера нередко берет на себя функции главного бухгалтера на тот период, пока последний будет находиться в ежегодном оплачиваемом отпуске. При этом действующие нормы не ставят абсолютно никаких ограничений относительно должностей, которые могут предполагать совместительство.

Единственным нюансом здесь станет обязательное наличие согласия самого сотрудника на принятие дополнительных трудовых обязанностей. Это согласие должно быть оформлено в письменной форме.

Помимо этого, у сотрудника всегда имеется право на отказ от дополнительных обязанностей. Если он больше не желает выполнять оформленные ранее трудовые задачи, он может в любой момент написать соответствующее заявление и подать его работодателю.

Нюансы расчетов

Существующие правовые нормы не устанавливают точной формулы либо ограничений в максимальном размере доплаты за исполнение дополнительных функций. Следовательно, этот вопрос работодатель и сотрудник могут решить вместе, придя к оптимальной схеме оплаты.

Установление доплаты за выполнение дополнительных профессиональных задач может быть осуществлено следующими способами:

  • путем определения основной суммы доплаты за весь период дополнительных работ. Например, работодатель и работник могут принять решение о том, что за один месяц совмещения должностей последнему будет начислена сумма, равная 15 000 рублей;
  • путем установления определенного процентного соотношения от размера основного ежемесячного оклада работника;
  • путем установления процентного соотношения от размера регулярного оклада того сотрудника, чьи обязанности берет на себя работник;
  • на основании точного количества продукции, которая была изготовлена работником.

В большинстве случаев применяется метод процентного соотношения от оклада или ставки сотрудника. Это объясняется его достаточным удобством и простотой применения.

Помимо этого следует учитывать, что установление определенной доплаты осуществляется на основании фактически отработанного времени. Например, если сотрудник совмещал обязанности несколько недель, то и оплата будет касаться только этого периода.

В каких случаях возможно совмещение без дополнительной оплаты?

В большинстве случаев, оформление дополнительных обязанностей в отношении сотрудника влекут за собой и обязательное установление соответствующей доплаты. Единственным исключением здесь будут являться те ситуации, при которых совмещение обязанностей заранее было оговорено в трудовом договоре.

Например, если во время трудоустройства в документе было указано условие о том, что работник обязуется заменять отсутствующих сотрудников без дополнительной платы. В таком случае работодатель имеет право не оплачивать совмещение.

Еще одним исключением могут стать и такие ситуации, при которых сам факт совмещения вообще не был зафиксирован сторонами трудовых отношений документально. Например, если работодатель устно попросил подменить отсутствующего работника.

Оформление официального совмещения осуществляется на основании следующих документов:

  • внутреннего приказа организации;
  • дополнительного соглашения;
  • служебной записки

Если работодатель не представляет сотруднику вышеуказанных документов, последний будет иметь полноценное право на отказ от принятия дополнительных трудовых обязанностей.

Этапы снятия ранее установленной доплаты

В зависимости от конкретных особенностей, оформленное совмещение может быть как временным, так и постоянным. Первый вариант предполагает указание точных сроков совмещения. Второй заключается в оформлении совмещения без указания срока действия. При этом отмена такой работы может быть осуществлена абсолютно в любой момент, по желанию одной либо обеих сторон.

Отмена совмещения также предполагает проведение официальной процедуры. Она включает в себя издание соответствующего приказа работодателем, а также составление дополнительного соглашения к действующему трудовому договору.

Приказ составляется в общем порядке, с обязательным указанием соответствующей причины. После формирования документа, работник должен быть с ним ознакомлен под личную подпись.

Следующим этапом станет выплата непосредственной доплаты за весь период, в который сотрудник работал в режиме совмещения.

Право на получение доплаты исчезает у сотрудника в первый день работы в обычном режиме, без совмещения.

Совмещение должностей давно зарекомендовало себя как достаточно эффективная форма работы, которая нередко «выручает» обе стороны правоотношений. Работодателю в таком случае не приходится искать нового исполнителя, а работник получает дополнительный доход.

Главное, чтобы факт установления совмещения обязательно был оформлен документально, иначе сотрудник может лишиться причитающейся выплаты.

Эта статья была вам полезна?

Источник: https://xn----8sbeh0ahhpccbdsxemcdk5p.xn--p1ai/article/sovmestitelstvo/vidi-sovmesheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.