Специальный трудовой стаж в пенсионном обеспечении

Специальный страховой стаж: понятие, виды и правила расчета

Специальный трудовой стаж в пенсионном обеспечении

Специальный страховой стаж подвергся изменениям в связи с проведением реформирования. В качестве основного акта рассматривается Федеральный закон №400 от 2013 года «О страховых пенсиях». В нем прописаны главные правила, применяемые при назначении пенсионных выплат, связанных со старостью.

Понятие специального стажа

Специальный страховой стаж — это временной промежуток, в течение которого гражданин осуществляет трудовую деятельность. За такие периоды в ПФР делаются взносы за конкретного работника. Основанием выполнения обязанностей по работе выступает трудовой или гражданско-правовой договор.

Существует несколько разновидностей такого стажа:

  • выслуга лет;
  • время, необходимое для досрочного выхода на заслуженный отдых.

Нужно понимать, что собой представляет трудовой стаж и как он соотносится со страховой выработкой. Под ним понимается продолжительность непосредственного осуществления трудовой или иной деятельности. Считается она в сумме и оказывает влияние на назначение пособий для граждан.

Главное отличие трудовой выработки заключается в том, что она включает в себя только рабочие и иные промежутки.

Согласно изменениям в законодательстве, трудовой стаж подлежит включению в страховой. Это говорит об увеличении количества случаев, отнесенных к числу страховых, к примеру, пока гражданин трудится на общественных работах и другие периоды.

Составные части страхового стажа

Специальный страховой стаж состоит из нескольких частей.

К ним отнесены:

  • страховые периоды;
  • не страховые.

Основным отличием между указанными периодами заключается в том, что в первом случае начисляются и уплачиваются взносы в пенсионную систему.

Не страховые отрезки времени

В законе отражены периоды, которые относятся к не страховым.

В их число входят:

  • время, пока гражданин проходил военную службу;
  • получение пособий, связанных с утратой трудоспособности (учитывается временная утрата);
  • период, пока осуществляется уход за ребенком (включается время, пока малыш не достигнет 1,5 лет);
  • пока гражданин ухаживает за родственником, который признан инвалидом 1 категории или получил указанный статус в детском возрасте, также это может быть престарелый родственник (возрастная группа после 80 лет);
  • период, когда лицо получается выплаты, связанные со статусом безработного;
  • время, когда осуществлялся переезд в другую местность по направлению ЦЗН;
  • участие в работах общественной значимости;
  • лицам, которые реабилитированы в результате проведения репрессий или те, кто незаконно привлечены к уголовному наказанию.

Правила исчисления пенсионных пособий предусматривают, что для включения рассматриваемых периодов в страховой стаж, должны соблюдаться определенные условия. Обязательно, чтобы до такого отрезка времени или после него следовал период, когда гражданин выполняет трудовые функции. Продолжительность выполнения такой деятельности не принимается во внимание.

К примеру, гражданин Н. устроился на работу в ООО «Феникс» в начале января 2017 года. В период с 23 июля 2017 по 15 августа 2017 года он находился на больничном, после чего уволился. Указанный промежуток времени полностью войдет в стаж.

Предусматривается, что к 2024 году для выхода на заслуженный отдых потребуется иметь определенное количество стажа и накопленных баллов. Они равны 15 годам и 30 баллам, соответственно. В 2020 году для получения статуса пенсионера требуется накопить 18,6 балла и 11 лет выработки.

Разновидности специального стажа

Специальный и общий страховой стаж имеют свои виды.

К разновидностям специального отнесены:

Далеко не все граждане имеют возможности становится пенсионерами ранее намеченного срока.

Кто выходит на пенсию раньше

В законе отражен перечень лиц, которые начнут получать пенсионные выплаты раньше остальных граждан.

К ним относятся:

  • граждане, которые заняты на работах подземного типа;
  • лица, трудящиеся во вредных условиях;
  • те, кто занимаются экспедициями или работами поискового, геологоразведочного характера;
  • работники сплава и заготовок леса;
  • преподаватели;
  • водители автобуса и троллейбуса;
  • спасатели;
  • сотрудники противопожарной службы;
  • работники медицинской сферы.

Перечисленные категории граждан становятся пенсионерами ранее остальных работников.

Выслуга

Закреплен список работников, у которых начисляется выслуга лет.

В том числе:

При начислении пенсий у данных граждан учитывается количество выслуги. К примеру, военным необходимо иметь 20 лет выслуги. Если до службы в части лицо трудилось по гражданской специальности, то учитывается общий стаж. Тогда его величина должна составлять 25 лет, при условии, что половину этого времени он служил.

Правила исчисления выработки

Юридическое значение рассматриваемый стаж обретает, когда гражданин ранее установленного срока выходит на пенсию. Соблюдены должны быть разные условия для отдельных категорий граждан. Исчисляется выработка в календарном порядке. За месяц считается период, равный 30 дням, в году 12 месяцев. Правило гласит, что год могут составлять только полные месяца.

К примеру, если стаж составит 3 года 5 месяцев и 24 дня, то 24 дня учитываться не будут, так как их количество менее 30. В этой ситуации стаж будет равняться 3 годам и 5 месяцам.

Для выхода на заслуженный отдых раньше срока должны соблюдаться такие условия:

  • достижение определенной возрастной категории;
  • наличие выработки;
  • накопление пенсионных баллов.

Возраст установлен отдельно для каждой категории граждан. Оптимальным количеством баллов считается 30.

Что нужно, чтобы вся трудовая деятельность вошла в стаж

Чтобы все периоды, пока гражданин работал, входили в страховую выработку, нужно учитывать некоторые нюансы.

В том числе:

  • работа представлена основным видом деятельности;
  • внесение средств в Пенсионный фонд;
  • указание в договоре на полный рабочий день.

Когда гражданин трудился по неполной трудовой неделе, однако на протяжении полного дня, причиной чему стало сокращение объема производства, учитывается период, отработанный лицом по факту.

К примеру, гражданин Р. работал в ООО «Филин» при условиях полного рабочего дня 3 дня в неделю. Основанием для сокращения рабочей неделе стало уменьшение производственных объемов. Время, пока он так работал составило с 11 марта 2020 года по 21 апреля 2020. При подсчете стажа в него войдут 18 дней, которые за этот период отработаны Р. по факту.

Подтверждение специального стажа

В качестве основного акта рассматривается трудовая книжка. Когда такого документа нет или в нем отражены недостоверные сведения – предоставляются другие бумаги.

К ним отнесены:

  • выписки, сделанные из приказов;
  • трудовые соглашения;
  • счета, по которым начислялась зарплата.

Если нет трудовой книжки, потребуется представить в пенсионные органы трудовой договор. Когда гражданин трудился у физического лица, то подтверждением становится соглашение, заключенное между ними. Кроме того, нужен акт, указывающий на внесение обязательных платежей.

Если человек осуществлял деятельность предпринимательской направленности, входит в состав крестьянского хозяйства, то нужно документальное подтверждение внесения платежей в ПФР.

Начисления для разных категорий граждан

Со специальным страховым стажем установленной законом продолжительности связано право на досрочный выход на заслуженный отдых. Воспользоваться им могут отдельные группы граждан, отраженные выше. Особенности связываются с достижением определенной возрастной категории, выработкой, трудовой деятельностью на разных должностях и накопленными пенсионными баллами.

К примеру, чтобы пойти на пенсию летчику-испытателю нужно соблюдать конкретные условия.

Значение имеет:

  • если гражданин допущен к управлению полетами, то возрастная группа должна быть 55 и 50 лет в зависимости от половой принадлежности;
  • наличие профессионального стажа в размере 12,5 и 10 лет;
  • страховая выработка 25 и 20 лет.

В летном составе гражданин должен отработать четверть века. Это требование установлено для мужчин. Для женщин цифра меньше на 5 лет.

Таким образом, в специальный страховой стаж включается время, пока гражданин выполнял трудовые обязанности. Выработка учитывается при начислении пенсионных пособий.

Источник: https://ProPensiu.ru/strahovaya/spetsialnyj-strahovoj-stazh-ponyatie-vidy-i-pravila-rascheta

Специальный трудовой стаж (выслуга лет)

Специальный трудовой стаж в пенсионном обеспечении

Специальный трудовой стаж (выслуга лет) – это учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет суммарная продолжительность периодов определенной службы (работы), в течение которых в соответствии с действующим законодательством лицо могло, как не подлежать, так и подлежать обязательному пенсионному страхованию.

Выслуга лет как специальный трудовой стаж, с которым связано право на соответствующий вид пенсионного обеспечения, предусмотрен Законом Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” от 12 февраля 1993 г.

Все категории служащих, перечисленные в названии Закона, а также другие, на которых распространено действие данного Закона (прокурорско-следственные работники, сотрудники таможенной службы), в период прохождения указанной службы не подлежат обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем органы, в которых они проходят службу, не отчисляют за них страховые платежи в Пенсионный фонд РФ. Именно поэтому с учетом данного вида трудового стажа они обеспечиваются пенсией за выслугу лет в порядке государственного пенсионного обеспечения, а не в порядке обязательного пенсионного страхования и выплата указанных пенсий гарантируется средствами федерального бюджета.

Правила исчисления выслуги установлены Постановлением Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г.

N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации”.

В частности, указанным документом установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:

– военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;

– служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава – до 1 октября 1955 г. по перечням должностей, утверждаемым Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

– служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);

– служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах (частях);

– время пребывания на военных сборах – не ранее чем с 1 марта 1993 г.;

– время перерыва в службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в предусмотренных законодательством случаях незаконного увольнения их со службы и последующего восстановления на службе;

– время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

– служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);

– служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров) и т.д.

Суммарная продолжительность выслуги лет имеет юридическое значение не только для возникновения права на данный вид пенсии, но и влияет на ее размер: за каждый год выслуги сверх требуемой размер пенсии увеличивается на 3 % от соответствующих сумм денежного довольствия, но пенсия при этом не может быть более 85% этих сумм.

Другой категорией служащих, у которых формирование пенсионных прав обусловлено выслугой лет, являются государственные гражданские служащие – граждане, замещавшие должности государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих. В отличие от военнослужащих и других, приравненных к ним по пенсионному обеспечению служащих, лица, занимавшие должности федеральной государственной гражданской службы, в период прохождения указанной службы подлежат обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем обеспечиваются как трудовой пенсией (по старости, по инвалидности), так игосударственной пенсией за выслугу лет. Другими словами, одна и та же деятельность выполняет для них роль, как специального трудового стажа – выслуги, так и страхового стажа.

Исчисление выслуги государственных гражданских служащих производится с учетом Указа Президента РФ от 20.09.

2010 N 1141 “О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих”, который в частности содержит следующие должности для целей формирования рассматриваемого вида стажа:

1. Государственные должности Российской Федерации.

2. Государственные должности субъектов Российской Федерации.

3. Должности федеральной государственной гражданской службы

4. Должности прокурорских работников, определяемые в соответствии с Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации”.

5. Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации”.

6.

Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

7. Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.

8. Должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) и т.д.

Как видно из приведенного выше перечня, Указом допускается при исчислении выслуги лет суммировать службу на должностях, в период занятия которых лицо как подлежало, так и не подлежало обязательному пенсионному страхованию.

Выслуга государственных гражданских служащих, как и выслуга военнослужащих и других, приравненных к ним по пенсионному обеспечению служащих, дает право не только на саму пенсию за выслугу лет, но и на увеличение ее размера, если ее продолжительность превышает требуемую для назначения данной пенсии.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/35640.html

Виды пенсионного стажа

Специальный трудовой стаж в пенсионном обеспечении

Далеко не все граждане задумываются над тем, что стаж различается на разновидности. И в зависимости от каждого вида определяются пенсионные права. В этой статье рассматриваются виды пенсионного стажа, а также помощь юриста в Москве по вопросам, связанным с исчислением периодов работы и иной деятельности.

В зависимости от выполняемой деятельности гражданину начисляется стаж. Всего предусмотрено 5 видов стажа, каждый из которых начисляется в зависимости от ситуации.

  1. Страховой – периоды работы, а также прочие периоды, которые законодательством относятся к не страховым, но за которые предусмотрено начисления ИПК и стажа.
  2. Трудовой – непосредственно выполнение работы, за время которой работодатель (или сам гражданин) делает взносы на лицевой счет в Пенсионном фонде;
  3. Специальный стаж – периоды работы, за которую гражданину полагается право досрочного выхода на пенсию;
  4. Непрерывный – периоды, в которые гражданин трудился или занимался прочей деятельностью включая не страховые периоды;
  5. Государственный – периоды работы на государственной службе.

В зависимости от конкретных обстоятельств тот или иной вид стажа определяет право гражданина для выхода на пенсию. Конкретные пенсионные права формируются из того, какой именно вид стажа приобретен гражданином.

Страховой стаж

Такие виды страхового стажа применяют для назначения страховой пенсии на общих основаниях. В зачет этой разновидности идут:

  • периоды, за которые делались взносы в ПФР;
  • не страховые периоды, в том числе служба в армии, уход за детьми, инвалидами, пожилыми людьми в возрасте 80+ лет, получение пособия по безработице, проживание с супругом в военном городке или заграницей.

Именно страховой стаж устанавливает минимальную «планку», определяющую право выхода гражданина на страховую пенсию по старости. В 2019 году это значение установлено в 10 лет при 16,2 пенсионного балла. Требование к минимальному стажу постоянно возрастает – +1 год ежегодно к предыдущему значению. Рост прекратится в 2025 году на отметке 15 лет стажа при 30 пенсионных баллах.

Но даже при минимальной продолжительности страхового стажа возможно назначение большой суммы пенсионного содержания.

Трудовой стаж

Как таковые виды трудового стажа подразделяются на периоды работы и на периоды общественно-полезной деятельности, при которой происходят отчисления в ПФР. В отличие от страхового стажа, который исчисляется с учетом не страховых периодов, в трудовой попадает только оплачиваемая деятельность.

Такой стаж учитывается при назначении пенсии на особых условиях. Например, с 2019 года гарантируется выход на пенсию досрочно при выработке 42 лет трудового стажа для мужчин и 37 лет для женщин. Но при подсчете суммарной продолжительности трудового стажа не учитываются не страховые периоды, принимается только работа и оплачиваемая общественно-полезная деятельность.

Но трудовой стаж не относят к специальному, поскольку исчисляется на общих основаниях. Специальный же стаж и вычисляется иначе, и используется для иных целей.

Специальный стаж

Виды стажа работы, определяющих право на досрочную пенсию, подразделяются на несколько категорий, в зависимости от оснований для их назначения:

  • медицинский стаж;
  • педагогический стаж;
  • работа в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним областей;
  • работы по спискам Кабмина СССР №№ 1, 2 от 1991 года.

Кроме того, к специальному стажу относится и выслуга лет военных (и приравненных к ним лиц), и работа в составе летно-испытательных команд.

В принципе, практически любой вид работы, который дает право на льготную пенсию, относится к специальному стажу. В него не включаются не страховые периоды – таковые зачисляются лишь к общему страховому и непрерывному стажу.

Непрерывный стаж

Такой вид стажа используется для предоставления работнику определенной отрасли надбавок и прочих льгот. Не менее важен этот показатель и для тех, кто претендует на получение звания «ветеран труда». Но в отношении пенсионного обеспечения данный вид стажа больше не учитывается.

После 2002 года непрерывность любого стажа заменена на накопительный принцип. В отличие от солидарного, накопительная пенсия формируется исключительно за счет средств отчислений за работника. Следовательно, непрерывность перестала играть какую-либо роль, а вот размер зарплаты оказался значительно важнее.

Непрерывность стажа, тем не менее, важна для некоторых категорий лиц. В частности, речь идет о госслужбе.

Государственный стаж

Продолжительность трудового стажа на государственной службе подразумевает приобретение некоторых привилегий. Во-первых, речь идет о карьерном росте, начислении премий и надбавок к окладу, предоставлении специальных отпусков. Во-вторых, государственный стаж определяет право для выхода на госпенсию.

Пенсия за выслугу лет на госслужбе с 2017 года назначается при определенной продолжительности службы. Показатель ежегодно возрастает на 0,5 года к предыдущему значению и в 2019 году необходимо не менее 16,5 лет госслужбы. К 2026 году продолжительность госстажа должна составить не менее 20 лет. После 2026 года рост требований к госстажу прекращается.

Кроме того, продолжительность стажа на государственной или муниципальной службе напрямую влияет на размер пенсионного обеспечения. Но имеется предельное ограничение – 75% зарплаты чиновника.

Источник: https://Pravda-Zakona.ru/article/vidy-pensionnogo-stazha-pomosch-yurista.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.