Средства гпд

Содержание

Группа продленного дня: вопросы финансирования

Средства гпд
Apr 27, 2017 · 5 min readФото с сайта dream-media.org

Группа продленного дня — важный элемент воспитательного процесса. Планированию данной программы необходимо уделить должное внимание.

B 2016–2017 учебном году ГПД во многих образовательных организациях стали платными. Законно ли это?

Законодательство РФ регламентирует вопросы финансирования услуг в сфере образования. В частности, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разграничивает финансовые полномочия в данной сфере между субъектами РФ и муниципальными образованиями (ст. 8–9).

Согласно законодательству на субъекты и муниципальные образования возлагаются обязанности по финансовому обеспечению общего образования, но при этом в Федеральном законе не установлено обязанностей по финансированию присмотра и ухода за детьми, а лишь обозначена обязанность по созданию условий для осуществления такой услуги.

Таким образом, образовательная организация должна предоставить необходимые условия для содержания групп продленного дня — предоставить помещения, учебники и иные материалы.

Что подразумевает под собой формулировка «присмотр и уход за детьми»?

Присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 ФЗ).

Следовательно, расходы на присмотр и уход ограничиваются затратами на реализацию только данного комплекса мер.

Что можно считать «продленкой»?

Зачастую, особенно у родителей, складывается представление, что группа продленного дня — все занятия для детей, которые проводятся в школе после окончания уроков под присмотром педагога. Но это не совсем так.

В связи с введением новых образовательных стандартов существует несколько форм занятости обучающихся во второй половине дня. Такая занятость обеспечивается не только посредством организации ГПД, но и — внеурочной деятельности (театральные студии, спортивные клубы и т. п.), реализации программ дополнительного образования.

Внимание! Включать в плату за присмотр и уход за детьми расходы по организации внеурочной деятельности или организацию выполнения домашних заданий нельзя.

Следовательно, для избежания неопределенности, законодателю необходимо ввести определение группы продленного дня, а также дополнительно разъяснить специфику каждой из перечисленных форм занятости.

Как решается вопрос финансирования?

Деятельность по организации групп продленного дня финансируется в зависимости от ее содержания и соответствия образовательной программе и ФГОСам.

Необходимо отметить, что есть два вида финансирования такой деятельности:

  1. При оказании услуги по присмотру и уходу не ведется образовательная деятельность (это отдельная услуга). Если оказание такой услуги включено в государственное (муниципальное) задание, то такая услуга может финансироваться путем предоставления субсидии, если нет — платное оказание услуги за счет средств физических лиц.
  2. В ходе оказания услуги по присмотру и уходу за детьми осуществляется образовательная деятельность. Такая ситуация встречается гораздо реже. Здесь все зависит от того, как соотносится такая деятельность с образовательной программой. Например, если такая деятельность является составной частью образовательной программы, то на ее реализацию предоставляются средства из федерального бюджета, если не является — оформление ее как платной дополнительной образовательной услуги.

Следовательно, важно понимать, что плата за присмотр и уход за детьми, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, допускается.

Особенности и нюансы

Отметим, что учредитель образовательной организации может устанавливать плату, взимаемую с родителей обучающихся, за присмотр и уход в группах продленного дня (ст. 65, ч. 8 ст. 66 ФЗ).

Региональные власти устанавливают верхнюю границу этой платы. При этом внеурочная деятельность регулируется ФГОСом среднего общего образования, и услуги, входящие в это понятие, предоставляются бесплатно.

Внимание! Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке.

Если услуга по присмотру и уходу за детьми в вашей организации осуществляется на платной основе, то необходимо:

  • установить предельный размер стоимости данной услуги;
  • разработать методику расчёта стоимости услуги;
  • разработать форму типового договора образовательной организации с родителями.

Бесплатное предоставление услуги присмотра и ухода за детьми может быть обусловлено принятием нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципального образования в качестве формы социальной поддержки населения.

Закон предусматривает категории граждан, с которых такая плата не взимается — это дети-сироты, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети с туберкулезной интоксикацией (ст. 65 ФЗ).

Внимание! Взимать плату на содержание имущества государственных и муниципальных образовательных организаций — незаконно (ч. 4 ст. 65 ФЗ).

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, должны разрабатывать нормативные акты, регулирующие предоставление услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД.

Также по рекомендациям Минобрнауки РФ по возможности необходимо включить в ведомственный перечень государственных (муниципальных) услуг, оказываемых общеобразовательными организациями, услугу по присмотру и уходу за детьми в ГПД , а также и — в государственное (муниципальное) задание.

Как осуществляется оплата труда педагога ГПД (летний период, работа с детьми-инвалидами)?

  1. При работе педагога в летний период в группах продленного дня заработная плата зависит от заключенного с ним договора:

— срочный трудовой договор (например, до 31 мая). Здесь по истечению срока трудовые отношения прекращаются;

— бессрочный трудовой договор. При таком договоре педагог включается в штат сотрудников с установлением нормы педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.6 Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601);

— договор подряда, где указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По окончании выполнения работ договор прекращается.

2. Отметим, что не предусмотрено законодательством и специальных доплат за нахождение в группе присмотра и ухода детей-инвалидов или детей с особенностями развития.

Для избежания злоупотреблений при установлении необоснованного размера платы, взимаемой с родителей за оказание услуг по присмотру и уходу за детьми, внесены изменения в ФЗ «Об образовании в РФ».

Органам исполнительной власти субъекта РФ предоставилась возможность ограничивать максимальный размер родительской платы.

Теперь образовательному учреждению необходимо в обязательном порядке размещать размер такой платы на сайте учреждения. Такая информация должна быть в открытом доступе, что позволит родителям осуществлять контроль за законностью таких решений. Отметим, что контроль осуществляется не только со стороны родителей, но и со стороны учредителя и со стороны правоохранительных органов.

Таким образом, образовательная организация имеет право предоставлять услугу по уходу и присмотру (группа продленного дня)за плату: такое право есть у каждой организации, но им нельзя злоупотребять.

Образовательной организации необходимо исходить из реальной ситуации, опираясь на экономическую и социальную целесообразность. Должны быть четко определены категории, которые освобождаются от платы за ГПД в локальном акте учреждения.

Необходимо обсуждать все изменения с родительским комитетом и управляющим советом организации.

Внимание! Принятие решения о создании такой группы целиком находится в компетенции организации. Ни учредитель, ни вышестоящие органы , ни родители обучающихся не могут требовать создания ГПД, если у учреждения нет такой возможности.

Несмотря на нововведения в законодательстве, сегодня образовательные организации стоят на распутье: закрывать группы продленного дня или же делать их платными. Новые санитарные правила и нормы устанавливают такие требования, которые не по карману многим городским и сельским учреждениям. Остаются неразрешенные вопросы…

“,”author”:”Алина Ульянова”,”date_published”:”2017-04-27T12:01:03.487Z”,”lead_image_url”:”https://miro.medium.com/max/1180/1*0iFdsfVs2s839NXSRJw33w.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/direktoria-online/alina-ulyanova-1792730b14″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”Выбирая образовательное учреждение, родители зачастую интересуются, есть ли в нем группа продленного дня. Возникает и множество вопросов…”,”word_count”:994,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/direktoria-online/alina-ulyanova-1792730b1fb4

Игры в ГПД как эффективное средство воспитания

Перед воспитателем группы продленного дня (ГПД) в настоящее время стоит важная воспитательная задача – добиться того, чтобы учащиеся выросли не только здоровыми и сознательными членами общества, но и, обязательно должны стать инициативными, много думающими и способными творчески подходить к начатому делу.

Как решить такую задачу? А решение её находится на поверхности. Любой человек выполняет с удовольствием ту работу, которая ему интересна. Что с удовольствием делает ребёнок? А ребёнок – с удовольствием играет. Василий Александрович Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. Значит, надо использовать игру как самый важный инструмент активизации познавательных способностей ребёнка, его развития.

Современные педагоги считают, что игра является не только методом получения новых знаний, сколько инструментом для обогащения опыта ребёнка, средством пробуждения у школьников умения мыслить, желания познать мир.

Игра мобилизует умственные возможности обучающихся, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

Особенно игра важна в группе продлённого дня. Ученики проводят в одном коллективе почти целый день в условиях напряжённой учебной деятельности, испытывая естественное утомление, напряжение, а иногда и раздражение.

В группе продлённого дня расширяются возможности для использования игры, как постоянной и неизменной спутницы детства.

Воспитателю необходимо заботиться о том, чтобы часы, свободные от самоподготовки, заполнялись интересно и разумно.

Воспитатель должен знать множество различных игр, владеть методикой их проведения. Для этого расписанием предусматривается специально отведённое время. При выборе игры воспитателю необходимо обращать внимание на возраст и число играющих детей, на размер помещение, где будет проходить игра; выбирать игру в зависимости от погоды и времени года; подбирать необходимый инвентарь.

Существуют разные игры, которые в свою очередь подразделяются:

– по виду деятельности (трудовые, физические, умственные, социальные, психологические);

– по характеру игровой методике (ролевые, деловые, имитационные и др.);

– по игровой среде (настольные, комнатные, с предметами или без них, компьютерные и др.);

– по характеру педагогического процесса (обучающие, развивающие, познавательные, воспитательные, коммуникативные и др.).

Все они по-своему полезны детям, и все они должны быть использованы воспитателем в работе. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует укреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательности.

Любое свое занятие в группе продленного дня всегда начинаю с игры. Именно через игру часто сложное становится для детей доступным и понятным, ясным и интересным. Ну и конечно же, нельзя забывать, что игры снижают агрессию, воспитывают уважение друг к другу.

Провожу физкультминутки, которые уменьшают утомляемость, снимают психологическое напряжение, путем переключения с одного вида деятельности на другой. А также носят функцию – здоровье сберегающей технологии.  

Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, я отмечаю интеллектуально-развивающие игры. Решение игровой задачи требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.

Предлагаю некоторые интеллектуально- развивающие игры, которые я провожу в группе продлённого дня- «Игры со словами и буквами”, «Конкурс на одну букву », «Слова – невидимки», «Дежурная буква», «Четыре стихии», «Слова», «Цепочка слов», «Кто больше запомнит». Они помогают детям закрепить знания, полученные на уроках, сформировать полложительное отношение к учёбе.

Особенно детям нравятся игры – аналоги телевизионных программ «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» и др. При проведении таких игр создаются условия для взаимодействия и взаимопомощи, сплочения участников игры, выявляются личностные качества, развивается воображение, импровизация. Дети получают положительный мощный эмоциональный заряд.

Для развития интеллектуальных способностей использую игры и на улице. Мы играем в игры «Я знаю», «Числа», «Наоборот», «Съедобное – несъедобное» и т.д. Хочу познакомить вас с игрой «Я знаю».

Ведущий проговаривает, ритмично ударяя мячом о пол: Я знаю пять имён мальчиков: Саша- раз, Дима-два, Игорь- три, Денис- четыре, Володя – пять. Далее мяч передаётся следующему игроку. Он называет следующие пять слов, объединенных общим понятием.

Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, города…) В эту игру дети играют с удовольствием, часто проводят самостоятельно.

Замечательное средство формирования гармоничной личности школьника – это настольные игры. Поэтому я активно приобщаю ребят к играм в шашки и шахматы.

Игра в шашки, в шахматы приучает к логическому мышлению, развивает способность к анализу и длительному умственному напряжению, прививает умение преодолевать препятствия, воспитывает выдержку, изобретательность, самообладание, волю к победе и другие ценные качества.

Особой популярностью у детей пользуются игры в загадки, ребусы, кроссворды.

Детские загадки, кроссворды и ребусы притягивают детей тем, что позволяют им делать «открытия». Каждое разгаданное слово воспринимается как достижение.

Для развития личностных качеств ребёнка использую дидактические игры. В дидактических играх развивается память, мышление, речь, внимание, легче и интереснее происходит усвоение новых знаний. Они позволяют плавно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.

Большой популярностью у детей в группе пользуются игры: «Кто быстрее», «Молчанка», «Математическое лото», «Слог потерялся», «Отремонтируй слова», «Словарное домино», которые, во-первых, снимают напряжение и утомление, во-вторых, заинтересовывают, ну и самое главное помогают лучше и быстрее запомнить словарные слова.

Дети с удовольствием играют в игру: «Что кому нужно?». Игра включает в себя картинки с изображением людей разных профессий. Ребятам предлагается строить цепочку из картинок с изображением разных предметов труда, необходимых для работы соответствующим профессиям.

Для развития памяти использую игру «Миллион изменений», когда надо отгадать, что изменилось во внешнем виде товарища, какие изменения произошли в классе.

Несколько слов хочу сказать о сюжетно-ролевых играх. Именно в них развивается речь, воображение, фантазия, воспитывается уверенность в себе, усваиваются определённые нормы взаимоотношений со своими сверстниками, закрепляются нравственные качества личности.

В группе продленного дня мы проводим инсценированные игры: «Магазин», «Как вести себя в гостях», «У доктора», «Один дома», «Какая хозяйка, такой и дом». Игровая ситуация «Один дома» посвящена правилам поведения детей в чрезвычайных ситуациях. Они могут возникнуть, когда дети остаются дома одни.

Каждый из них когда-нибудь оставался один дома. Поэтому знать элементарные правила пожарной безопасности, правила поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций дети просто обязаны. В ходе игры они получают разные задания, которые должны решить правильно.

И таким образом, через проблемные игровые ситуации дети закрепляют знания о безопасном поведении дома в отсутствии родителей.

Важной формой общественного воспитания детей в группах продленного дня в настоящее время являются подвижные игры.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движения детей, укрепления и закаливания их организма способствуют формированию внимания,  развивают ловкость, зрительно – моторную координацию.  Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение.

Игры обогащаются, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в основе их содержатся все виды естественных движений, свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки, метание, броски и др.

Необходимый подбор игр для детей младшего школьного возраста обеспечивает правильность общего развития и роста ребенка. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.

Подвижные игры в группе продлённого дня чаще организуются во время прогулок, на свежем воздухе.Самыми распространенными подвижными играми среди детей являются «Краски», «Уголочки», «День и ночь», «Платочек», «Белые медведи», “Вышибалы”.

Большой выдержки и внимания требует игра «Машина едет, едет». Для этой игры нужна довольно большая площадка. Чертятся две ровные линии на расстоянии примерно 30 метров. Одна «старт», другая «финиш». Все игроки, за исключением водящего, становятся на старте.

Водящий стоит на финише спиной ко всем остальным. Он начинает говорить: «Машина едет, едет», все игроки на старте начинают двигаться к финишу. После чего командует: «Стоп». Но, как только водящий поворачивается, все должны замереть. Не успевшие отправляются обратно на старт.

Выигрывает первый добравшийся до финиша.

Таким образом, подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.

В процессе игры у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные навыки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Игра не должна превратиться в монотонный процесс.

Каждый воспитатель в своей копилке должен иметь свою коллекцию игр, которую он мог бы предложить ученикам в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.

 Правильно подобранную, умело и уместно проведённую игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Играя в игры, дети получают навыки сплочения в группе, происходит развитие их коммуникативных способностей, создается радостное настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Источник: https://infourok.ru/igri-v-gpd-kak-effektivnoe-sredstvo-vospitaniya-3991315.html

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 сентября 2014 г. № 08-1346 “О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня”

Средства гпд

В связи с участившимися в последнее время обращениями представителей родительской общественности и экспертного сообщества по вопросу об установлении платы за услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня, в том числе случаями установления в отдельных регионах необоснованно высокой платы за данную услугу, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Минобрнауки России просит довести данную информацию до учредителей и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические рекомендации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных стендах организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам.

Приложение: на 4 л.

Директор Департамента А.В. Зырянова

Методические рекомендации
по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

В соответствии с частью 7 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – общеобразовательные организации), могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (далее – ГПД).

Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).

При определении конкретного набора услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД учитываются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.

2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (далее – СанПиН).

Организация питания. В ГПД (помимо завтрака во время учебных занятий) должно быть предусмотрено двухразовое питание детей: обед – в 13 – 14 часов, полдник – в 16 – 17 часов.

Хозяйственно-бытовое обслуживание детей, которое включает соблюдение требований к санитарному содержанию помещения ГПД (очищение ковров и ковровых покрытий в ежедневном режиме, ежедневная влажная уборка, дезинфекция и пр.).

Обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня включает:

организацию прогулок, спортивного часа (подвижных игр) и отдыха детей;

организацию дневного сна (не менее 1 часа) для первоклассников и для ослабленных детей;

организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий);

организацию занятий по интересам (в игровой, библиотеке) и др.

Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ГПД должны быть предусмотрены в договоре между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и общеобразовательной организацией с учётом СанПиН.

В соответствии со статьей 65, частью 8 статьи 66 Федерального закона учредитель образовательной организации за осуществление присмотра и ухода за детьми в ГПД вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Не допускается включать в родительскую плату расходы на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (в том числе внеурочной деятельности), а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (косметический и иной ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.) (часть 9 статьи 66 Федерального закона).

Функции и полномочия учредителя образовательной организации могут осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

В связи с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, должны разработать нормативные акты, регулирующие предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях.

Нормативные акты о регулировании предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в общеобразовательных организациях должны содержать, в том числе:

перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня;

методику расчёта стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД (в случае, если данные услуги не могут быть оказаны бесплатно);

перечень льготных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

модель договора между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД.

Дополнительно обращаем внимание, что учредитель вправе снизить размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке (например, для многодетных семей, социально незащищенных семей, одиноких матерей (отцов), семей, пострадавших от стихийных бедствий, безработных, беженцев или вынужденных переселенцев и др.).

В связи с тем, что общеобразовательная организация помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем (воспитателем)), необходимо организовать разъяснительную работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Так как общеобразовательные организации являются некоммерческими организациями, не допускается извлечение прибыли из платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родительская плата за ГПД должна обеспечивать только возмещение расходов общеобразовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД.

В целях недопущения в общеобразовательных организациях незаконных сборов денежных средств и обеспечения полноты реализации Федерального закона рекомендуется:

организовать мониторинг востребованности услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, их стоимости, а также удовлетворённости родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся качеством данных услуг;

организовать регулярную разъяснительную работы с педагогическим сообществом и родительской общественностью по вопросам осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД;

обеспечить оперативное освещение в СМИ порядка применения норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД.

На федеральном уровне Минобрнауки России организовано проведение мониторинга предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД; создан специальный сервис обратной связи для сообщений граждан: net-рoboram@mon.gov.ru.

Минобрнауки России подготовило рекомендации, как следует организовать присмотр и уход за детьми в группах продлённого дня. Эти рекомендации целесообразно разместить на официальных сайтах и информационных стендах школ.

С ссылками на нормативно-правовые акты разъяснено, как должно быть организовано питание детей в продленке, каким должен быть режим дня, какие требования предъявляются к санитарному содержанию помещения группы.

Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в продленке прописываются в договоре между родителями и школой.

Учредитель школы (региональные или муниципальные органы власти в сфере образования) вправе установить плату за присмотр и уход за детьми в продленке. В ее размер запрещено включать расходы на реализацию общеобразовательных программ и содержание недвижимого имущества школы (ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.).

Учредитель должен разработать нормативный акт о предоставлении услуги по присмотру и уходу за детьми в группе продлённого дня, где указать перечень услуг, методику расчета их стоимости, категории льготников. Также в нем приводится модель договора между родителями и школой.

Учредитель может снизить размер платы за продленку или не взимать ее с отдельных категорий родителей (многодетных и социально незащищенных семей, одиноких родителей, беженцев, безработных и др.).

Необходимо разъяснить родителям, что школы помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в продленке вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем).

Также обращается внимание, что плата за продленку должна обеспечивать только возмещение расходов и не может быть источником прибыли для школы.

Даны рекомендации по недопущению незаконных поборов с родителей. Для сообщений граждан создан специальный сервис обратной связи netpoboram@mon.gov.ru.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70655286/

Особенности заключения ГПД — Audit-it.ru

Средства гпд

Тарасов В. Д., эксперт журнала

Журнал “Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения” № 11/2018

Гражданско-правовые договоры с физическими лицами имеют право заключать любые юридические лица. И несмотря на то, что государственные и муниципальные учреждения должны при этом руководствоваться законодательством о контрактной системе, обойтись без таких договоров бывает невозможно.

О том, в чем состоят отличия гражданско-правовых договоров от трудовых, мы уже рассказывали на страницах нашего журнала.

В этой статье ответим на другие вопросы, которые беспокоят работодателей при заключении таких договоров, в частности: для выполнения каких работ они могут заключаться, могут ли они заключаться с работниками организации или для выполнения обязанностей, предусмотренными штатными должностями?

Когда могут заключаться гражданско-правовые договоры?

Гражданско-правовой договор (далее – ГПД) относится к сделкам и представляет собой соглашение об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 153, п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 420 ГК РФ).

Наиболее распространены из ГПД, заключаемых организациями с физическими лицами, договоры подряда, возмездного оказания услуг, авторского заказа.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик – принять результат работы и оплатить его. Договор подряда предусматривает изготовление или переработку (обработку) вещи либо выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

Подрядчик выполняет предусмотренную в договоре работу, как правило, лично, в то же время он вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Договором устанавливаются объем, содержание работ, сроки и место их выполнения, порядок оплаты, цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

Договор подряда может быть заключен для выполнения строительных работ, разработки программного продукта, проектных работ, бытового подряда и т. д.

По результатам выполнения работ оформляется акт об их выполнении и выплачивается вознаграждение по договору (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 703, ст. 705, п. 1 ст. 706, ст. 708, 709, 711, п. 1 ст. 720 ГК РФ).

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. 702 – 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст. 730 – 739 ГК РФ) (п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 781, ст. 783 ГК РФ).

Работодатель может привлечь по договору оказания услуг консультанта, юриста, бухгалтера, преподавателя, переводчика.

По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность. Договор авторского заказа является возмездным. Создаваемое по договору произведение должно быть передано заказчику в срок, установленный договором (п. 1 ст. 1288, п.

 1 ст. 1289 ГК РФ).

Одно из основных правил, которые должны соблюдаться при заключение гражданско-правовых договоров, состоит в том, что законодательство РФ допускает привлечение лиц к работе на основании договоров гражданско-правового характера только в случаях, если данные договоры фактически не регулируют трудовые отношения между работником и работодателем, то есть физические лица по ГПД выполняют иную оплачиваемую работу, не предусмотренную трудовым договором (Письмо Минтруда РФ от 13.08.2014 № 17-3/В-383).

Возможен ли ГПД о выполнении услуг по ведению кадрового делопроизводства, если такой должности нет в штатном расписании?

Трудовым законодательством не установлена обязанность иметь ставку кадрового работника в учреждении. В небольших организациях вести кадровую работу может, например, бухгалтер, секретарь. При этом согласно п. 45 Постановления Правительства РФ от 16.04.

2003 № 225 «О трудовых книжках» ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя, который может уполномочить одного из работников осуществлять ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек своим приказом (распоряжением).

Считаем, что если в организации отсутствует ставка кадровика, заключить ГПД об оказании услуг по кадровому делопроизводству можно, но при этом обязанность по ведению и хранению трудовых книжек должна быть возложена на другого работника.

Кроме этого, в целях соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Постановления Правительства РФ от 01.11.

2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», если исполнитель по ГПД будет иметь дело с персональными данными работников, работодателю придется оформить ему допуск к таким данным, а с него запросить расписку в их нераспространении.

Может ли лицо со стороны вести воинский учет в организации?

Ведение воинского учета обязательно для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают их руководители.

В организации, где менее 500 работников, воинский учет может возлагаться на сотрудника, работающего по совместительству. Ответственный за ведение воинского учета назначается приказом руководителя.

В силу Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.

2017, приказ составляется по форме согласно приложению 4 к этим методическим рекомендациям.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

На основании изложенного считаем, что вести воинский учет по ГПД нельзя и работодатель должен назначить для этого штатного работника либо возложить данные обязанности на руководителя организации.

Можно ли заключить ГПД для выполнения работ, предусмотренных вакантной штатной должностью?

Один из случаев, когда ГПД может быть переквалифицирован в трудовой договор, – когда сотрудника принимают на работу по определенной должности или профессии (специальности), предусмотренной штатным расписанием организации. Но бывает, что должность штатным расписанием предусмотрена, а подходящего работника найти на нее не получается. И выходом в данной ситуации может стать именно выполнение работы внештатным работником, оформленным по ГПД.

Правда, особое внимание следует уделить тому, чтобы при оказании таких услуг исполнителем не усматривались признаки трудовых отношений: подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, исполнение услуг на рабочем месте, созданном организацией, получение зарплаты и т. д.

Мало того, лучше, если исполнитель будет выполнять не все обязанности, предусмотренные штатной должностью, либо если оказываемые услуги будут отличаться от обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.

Доказательством отсутствия трудовых отношений будет и довод о том, что вознаграждение по договору оказания услуг больше (или меньше), чем оклад по должности, а также о том, что исполнитель по ГПД за время оказания услуг не обращался к заказчику с заявлением (просьбой) о приеме его на соответствующую вакантную должность.

Можно ли заключить ГПД со штатным сотрудником учреждения?

Возможна ситуация, когда штатный сотрудник одновременно со своими основными должностными обязанностями выполняет в интересах учреждения дополнительную работу по ГПД либо трудится по ГПД, находясь в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Ни Гражданский, ни Трудовой кодекс не содержит положений, запрещающих работодателю и работнику заключать ГПД в случае, когда между ними уже имеются трудовые отношения.

Но следует соблюдать такое условие: работы, осуществляемые по ГПД, должны отличаться от обязанностей работника, которые он выполняет в соответствии с трудовым договором.

Если работник в рамках ГПД будет оказывать услуги, каким-либо образом схожие с его обязанностями по трудовому договору, то взаимоотношения сторон могут быть признаны трудовыми. 

Условия заключения ГПД с работником организации

Выполняемая работа не предусмотрена трудовым договором

В гражданско-правовом договоре отсутствуют признаки трудового договора

Отношения между работодателем и работником регулируются нормами гражданского законодательства

Работа осуществляется в свободное от работы по трудовому договору время

Всегда ли об исполнении работ по ГПД должен оформляться акт и на что может повлиять его отсутствие?

При заключении договора подряда согласно п. 1 ст. 702, ст. 720 ГК РФ приемку выполненных работ необходимо оформить надлежащим образом – актом или другим документом. Как правило, это акт приема-передачи выполненных работ. То есть он при заключение гражданско-правовых договоров о выполнении подрядных работ должен быть обязательно.

В силу п. 1 ст. 779, ст. 783 ГК РФ для договора возмездного оказания услуг (в отличие от договора подряда) факт их приемки не является существенным условием. Об исполнении заказчиком его обязательств свидетельствует оплата оказанных услуг.

Однако в соответствии с ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, в том числе ст. 720 ГК РФ. Кроме этого, стороны ГПД вправе предусмотреть в договоре обязательность составления и подписания акт приемки или другого документа (п. 4 ст.

 421 ГК РФ), и тогда он будет для сторон обязательным.

Исходя из судебной практики акт выполненных работ (оказанных услуг) должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать конкретную работу (услугу), в полной мере раскрывать содержание хозяйственной операции, детализировать ее состав (объем, стоимость). Детализация услуг может содержаться, например, не в самом акте, а в прилагаемом к нему отчете.

Если ни договор, ни акт, ни другой документ не содержат детализации работ (услуг), организации придется отстаивать свое право на учет затрат для целей налогообложения в суде. А суды разрешают споры по этому вопросу по-разному.

В свою очередь, Минфин в Письме от 21.07.

2017 № 03-04-06/46733 при рассмотрении вопроса об уплате страховых взносов указал, что вознаграждение, предусмотренное гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, подлежит обложению взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование после окончательной сдачи результатов работы (оказания услуги) или ее отдельных этапов на основании соответствующих актов приемки выполненных работ (оказанных услуг) в момент его начисления в пользу физических лиц.

Таким образом, считаем, что в части бухгалтерского учета и в целях недопущения налоговых рисков составление и подписание акта об оказании услуг с отметкой о том, какие именно услуги были оказаны, в каком объеме, и с расчетом стоимости оказанных услуг выгодно обеим сторонам.

С точки зрения последствий в части переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые отсутствие актов при выполнении как договора об оказании услуг, так и договора подряда особого значения не имеет.

Приведем образец акта.

Приложение № 1

к Договору оказания юридических услуг

от 15.08.2018 № 23/у 

АКТ

об оказании услуг

г. Н. Новгород                                                                «25» октября 2018 г.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музейно-выставочный центр «Щелковский» (МБУК МВЦ «Щелковский»), далее именуемое «Заказчик», в лице директора Мироновой М. Н., действующего на основании Приказа от 09.06.

2010 № 34 и в соответствии с Уставом, с одной стороны, и гражданин Авдеев А. А.

, далее именуемый «Исполнитель», с другой стороны, далее совместно именуемые «Стороны», составили настоящий акт (далее – Акт) о нижеследующем:

  1. Исполнителем были оказаны следующие услуги по Договору оказания юридических услуг от 15.08.2018 № 23/у (далее – Договор): 

Период оказания

услуги (перечень действий)

Результат оказания услуг

Стоимость (руб.)

с

по

1

15.08.2018

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/971036.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.