Срок идда после развода в исламе

Соблюдение идды и её виды

Срок идда после развода в исламе

Идда – это определённый временной срок, который женщина выжидает по случаю развода или смерти мужа для того, чтобы вновь выйти замуж.

Идда разделяется на два вида:

– идда после развода или расторжения брака;

– идда после смерти мужа.

Если жена получила развод от своего мужа, то, в зависимости от состояния женщины, продолжительность срока идды после развода различается, и по его истечении женщина считается окончательно разведённой.

Говоря о разведённых женщинах, Всевышний Аллах сказал: (смысл): «Разведённые женщины должны выжидать в течение трёх менструаций . Непозволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах , если они веруют в Аллаха и в Последний день (т. е. Судный день)…»(сура «Аль-Бакара», аят 228).

Существуют следующие сроки, в течение которых женщина, имевшая близость с мужем до развода, должна выжидать и не имеет права выходить замуж:

 а) три межменструальных цикла очищения, если у женщины бывают менструации;

б) три лунных месяца, если она не имеет менструаций;

в) если же женщина беременна, то она должна выждать время до рождения ребёнка.

Всевышний об этом в Коране говорит: (смысл): «Те из ваших жён, у которых прекратились месячные (т.е.

отчаялись в приходе месячных), если вы сомневаетесь , то установленный им срок – три месяца, как и для тех, которые не достигли месячных.

Для тех же, которые беременны, установленный срок – до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боитсяАллаха, тому Он сделает в Своем деле лёгкость» (сура «Ат-Талак», аят 4).

Сроком идды для беременных женщин, независимо от того, умер её муж или дал развод, является время, пока она не родит ребёнка, т. е. для беременных женщин он заканчивается с моментом рождения ребёнка, вне зависимости от срока беременности, как об этом упоминается в аяте, приведённом выше.

Если же женщина, вышедшая замуж, по определённым обстоятельствам или причинам не имела половую близость с мужем, то на неё после расторжения брака или после произнесения бракоразводных слов не возлагается соблюдение времени идды и она может сразу же выйти замуж.

В Священном Коране говорится (смысл): «О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а потом даёте им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок идды , который вы бы отсчитывали…» (сура «Аль-Ахзаб», аят 49).

Восстановление супружеских отношений до истечения времени идды

Ислам даёт право мужу восстановить свой брак до истечения времени идды, если бракоразводные слова были произнесены один или два раза, т. е.

чтобы не был совершён окончательный развод, именуемый в шариате ат-талак аль-баин.

(Для того, чтобы узнать, как и в каком количестве был совершён развод или состоялся ли он вообще, обязательно необходимо обратиться к имаму вашей местности или к компетентному алиму, знающему решение  таких вопросов.)

Для восстановления брака в течение идды не нужны ни согласие опекуна жены, ни самой жены, ни брачного дара (махр). Однако о восстановлении брака желательно оповестить двух справедливых мусульман,

т. к. Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «Когда они приблизятся к завершению установленного срока (идды), то удерживайте их , не причиняя им вреда, или же разлучитесь с ними (не возвращая их). При этом (при разводе или возврате) призовите свидетелями двух справедливых (мужей) из вас (т.е., из числа мусульман) и установите свидетельство перед Аллахом» (сура «Ат-Талак», аят 2).

Абу Давуд передал, что Имрана ибн Хусайна спросили о мужчине, который развелся с женой, а потом вступил с ней в близость, не приведя свидетелей ни на развод, ни на восстановление брака. Он сказал ему: «Ты развёлся не по Сунне и восстановил брак не по Сунне.

Приводи свидетелей и на развод, и на восстановление брака и больше так не делай». Для того, чтобы вернуть жену, у которой не завершилась идда, необходимо произнести слова раджа‘туки, т. е. «я возвращаю тебя себе в жёны».

Сказав эти слова, муж восстанавливает свой брак, который не был расторгнут окончательным троекратным разводом.

Относительно восстановления брака после таких поступков, как поцелуй, прикосновение, половая близость и т. п., существуют разногласия среди мазхабов, но по достоверному решению мазхаба имама аш-Шафии считается, что никакие поступки, даже половая близость, не являются восстановлением брака, если об этом не было заявлено вслух.

Таким образом, если мужчина вознамерился вернуть жену в течение идды, то, помимо произнесения обязательных слов для возврата жены, также желательно заявить об этом в присутствии двух справедливых мусульман.

Следует знать, что оповещение об этом жены  не является условием для восстановления брака в течение идды.

Но если по истечении этого срока мужчина, не приводя свидетелей, заявит женщине, что он вернул её  вовремя, она может отказаться  признать это и поднять вопрос о шариатском решении имама.

Если муж и жена после завершения времени идды решат вновь соединиться в браке, то это возможно, если развод не был окончательным  (т. е. троекратным), и только при заключении нового брака и выдаче жене нового махра.

Идда после смерти мужа

Идда после смерти мужа означает, что женщине, у которой умер муж, не разрешается выходить замуж до истечения четырёх месяцев и десяти дней по лунному календарю после смерти мужа или если она не беременна.

Всё это время она должна дополнительно соблюдать траур по мужу. Существуют определённые условия соблюдения траура, о которых должны знать все мусульманки и мусульмане.

На эту тему задают много вопросов, потому что она остаётся неясной для большинства людей, особенно в наше время.

Арабское слово «хидад» (траур) означает «запрещение, отказ», что указывает на то, что женщина, находящаяся в трауре, должна отказаться от многого из того,что ей было дозволено прежде. В шариате под словом «хидад» подразумевается период времени (т. е.

времени идды), в течение которого женщина, у которой у мер муж, избегает всего, что способствует её новому замужеству и привлекает к ней внимание чужих мужчин, а именно: не надевает нарядной одежды, не использует благовоний и сурьмы, не выходит из дома без необходимости.

Всё  это не означает, что она должна ходить только в чёрной одежде.

Соблюдение идды и траура обязательно для всех женщин, у которых умерли мужья, независимо от того, имел муж с женой половую близость или нет. Всевышний Аллах в Коране сказал: (смысл): «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней…» (сура «Аль-Бакара», аят 234).

Таким образом, жены, у которых умерли мужья, должны выжидать время идды и находиться в трауре четыре лунных месяца и десять дней. Вышесказанное касается женщин вне зависимости от возраста, месячных выделений, была у мужа с ней половая близость или нет, кроме беременных женщин.

Если же женщина беременна, то после смерти мужа она должна выждать, пока не родится ребенок. В Священном Коране говорится: (смысл) «…Для тех же, которые беременны, установленный срок – до тех пор, пока они не разрешатся от бремени.

Тому, кто боится Аллаха, тому Он сделает в Своем деле лёгкость» (сура «Ат-Талак», аят 4).

Срок идды, в течение которого овдовевшая мусульманка не имеет права снова выйти замуж, начинается со дня смерти мужа, даже если весть о его кончине дошла до неё  позднее. Ранее срок, который женщина должна была выжидать после смерти мужа, составлял ровно один год, а затем Всевышний сократил его до четырёх месяцев и десяти дней.

Все вышесказанное относится к женщинам, у которых умерли мужья. Что касается соблюдения траура (хидад) теми женщинами, у которых умерли близкие родственники, но не мужья, то им не разрешается находиться в трауре по кому-либо, кроме мужа, более трёх дней.

Сообщается, что жена Пророка  (мир ему и благословение Аллаха) Умму Хабиба (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, носить траур (хидад) по покойному более трёх (дней), кроме как по мужу (по которому траур следует соблюдать) четыре месяца и десять дней» (аль-Бухари). В этом хадисе говорится о двух разновидностях траура:

1) траур по кому-либо, кроме мужа. Его можно держать только в течение трёх  дней, и верующая женщина не должна соблюдать его дольше;

2) траур по покойному мужу. Для небеременной женщины этот срок составляет четыре лунных месяца и десять дней, для беременных – до рождения ребенка.

Если женщина после кончины своего мужа вышла из траура (т. е. не стала соблюдать запреты в украшениях, одежде, выходе из дома и т. д.) раньше времени по причине того, что не знала о повелении Всевышнего в этом, то это прощается ей. Если же она пошла на это сознательно, то совершила грех.

Она не может восполнить упущенные дни траура (хидад) по истечении срока, потому что предписанное Создателем можно совершать только в отведённое для этого время. Что касается несоблюдения идды и выхода замуж до истечения установленного срока, то этот брак считается недействительным и их необходимо развести. Во времена невежества (т. е.

до ислама) женщина находилась в трауре в течение одного года. Она уединялась в маленьком доме и отказывалась от всех удовольствий, причиняя себе страдания. Она не купалась, не подстригала ногти, носила скверную одежду и, в конце концов, в таком безобразном виде выходила к людям.

А когда она в конце года собиралась выйти из траура, то бросала навоз, что означало, что она становилась свободной.

На мужа не возлагается обязанность быть в трауре после смерти жены или других близких родственников, и если его постигнет такое несчастье, то он может жениться, когда пожелает.

В наше время широко распространился обычай оставление бороды сроком на неделю, месяц, 40 дней,52 дня или ношение  чёрной одежды на год и более, вне зависимости от того, кто умер – муж или близкий родственник и т. д.

Также среди мусульманок широко распространено мнение, что женщина, соблюдающая траур по мужу, не имеет права смотреть в зеркало, слышать мужскую речь, разговаривать с мужчинами, даже если в этом есть необходимость, и т. д.

Всё это и многое другое не имеет отношения к шариату и является ересью и нововведениями. Вне всякого сомнения, это никак не совпадает с предписаниями религии Ислам.

Мы уже отметили, что соблюдать траур полагается только женщинам по случаю смерти мужа или другого близкого родственника и только в течение установленного для этого шариатом срока и форме. Траур имеет определённый срок, и его нельзя продлевать.

Ни в Священном Коране, ни в хадисах Пророка Мухаммада  (мир ему и благословение Аллаха), ни в высказываниях его праведных сподвижников, ни в богословских книгах четырёх мазхабов нет ничего, что бы давало повод объявлять подобные трауры.

Этот обычай был у неверных, а, как известно, религия Всевышнего Аллаха не позволяет мусульманам походить на них.

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43346

Идда и ее виды

Срок идда после развода в исламе

Современный мир характеризует такое нелицеприятное явление, как большое число разводов. Ислам предписывает женщинам, желающим снова выйти замуж, выждать период, который именуется идда – временной промежуток после расторжения брака, в течение которого мусульманка не вправе заключать никах.

Согласно Шариату, если женщина выйдет повторно замуж в нарушение этого срока, то такой семейный союз будет считаться недействительным.

Виды идды

Мусульманские учёные выделяют 2 вида:

1. После смерти супруга

Если женщина овдовела, но при этом она не была беременна, ей необходимо выжидать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). При этом здесь не играет роли, была ли между ними интимная близость.

Отчёт в данном случае начинается со дня смерти мужа, даже если женщина узнала об этом позднее. На протяжении указанного времени мусульманке предписано соблюдать траур по покойному супругу.

Если же она на момент его смерти вынашивала плод, то идда закончится только после завершения беременности. Если же произойдёт выкидыш, то идда завершается в этот же день.

2. По причине развода

Несколько сложнее ситуация обстоит с выжиданием идда после развода, так как здесь срок зависит от множества обстоятельств. Если мусульманка на момент талака была в положении, то идда прекращается с окончанием беременности. Если же она не вынашивала плод во время окончательного развода, то ей запрещено выходить повторно замуж на протяжении трёх менструальных циклов.

В исламе расторжение брака в течение хайда запрещёно, но случается и такое, что мужья разводятся со своими супругами во время месячных.

В данном случае менструальный цикл, на который пришёлся развод, не засчитывается, даже если хайд находился в начальной стадии.

Иными словами, мусульманка обязана дождаться завершения этого цикла, а затем выждать ещё три, по завершении которых она вновь может сочетаться никахом.

Если же у женщины в силу возраста или по иным причинам месячные отсутствуют, то идда для неё будет равняться трём месяцам по лунному календарю.

Имеют место и такие ситуации, когда молодожёны разводятся до совершения первого полового акта друг с другом. В данном случае идда отсутствует, и женщина вправе повторно выйти замуж, когда она пожелает.

Подобные различия в сроках выжидания связаны с возможностью женщины забеременеть. Основной смысл идды – избежать ошибок при установлении отцовства ребёнка.

Если мусульманка после развода сразу же выйдет замуж и родит через 9 месяцев малыша, то у неё могут возникнуть сомнения в том, кто же его настоящий отец. В наше время отцовство легко установить путём экспертизы ДНК. Раньше такой возможности не было.

Но многие люди отказываются от подобных анализов по своим личным причинам, и сомнения в отцовстве устранить удаётся не всегда. В этом и заключается смысл идды – избежать разногласий и сомнений между супругами.

Если глава семьи пропал без вести

Нередко случается и такое, что муж по разным причинам пропадает, и о его судьбе нет никаких известий. По вопросу о сроке идды в подобной ситуации мнения богословов разделились.

Большинство алимов маликитского и ханбалитского мазхабов утверждают, что жена должна выждать 4 года с момента пропажи супруга.

Если о нём не будет никаких известий, то ей надлежит подождать ещё 4 месяца и 10 дней в качестве идды, а затем уже она вправе вновь заключить никах. Такую фетву принял второй праведный халиф Умар ибн Хаттаб (р.а.), будучи повелителем правоверных.

При этом, если спустя некоторое время объявится первый муж, то он имеет право либо вернуть свою жену назад, либо позволить ей остаться со вторым супругом. В случае выбора второго варианта, жена обязана будет вернуть ему брачный дар (махр).

Некоторые ханафитские учёные считают, что мусульманка обязана выжидать до тех пор, пока не покинут земной мир ровесники супруга среди его родственников или друзей. С момента смерти последнего из них ей следует выждать ещё 4 месяца и 10 дней.

Некоторые алимы, например, Абу Юсуф, считали, что после пропажи супруга должно пройти не менее ста лет. При этом если по факту окажется, что супруг погиб во время войны, то женщина вправе выждать год с момента возвращения всех воинов с пленными и подать на развод.

Также существует версия, что жена должна ждать мужа вплоть до появления какого-либо известия о нём, особенно если он пропал в мирное время.

Многие богословы считают, что лучше женщине в такой ситуации обратиться к кадию или муфтию. Он на основании всех имеющихся данных должен принять решение о том, когда ей разрешается вновь вступать в брак. Кроме того, мусульманка может через духовные органы инициировать развод по причине длительного отсутствия супруга. Это дело так же рассматривается шариатским судом.

Права и обязанности супругов

В период расторжения никаха между супругами возникают особые отношения. Как только муж произнесёт один талак, с этого дня начинается идда. Муж имеет возможность вернуть свою супругу обратно в течение этого срока. Кроме того, он обязан обеспечивать её пропитанием, жилищем и одеждой. А она, в свою очередь, по возможности не должна покидать дом.

Если же глава семьи дал окончательный развод и произнёс 3 талака, то в его обязанности Шариатом вменяется исключительно обеспечение жилой площадью. Жене же следует соблюдать то же самое, что и при неокончательном разводе. Однако муж уже не может требовать возвращения супруги во время идды.

Источник: https://Islam.global/semya/musulmanka/idda-kogda-musulmanka-mozhet-snova-vyyti-zamuzh/

Как мужчина, давший развод, возвращает свою жену?

Срок идда после развода в исламе
?

Alif Ammara (alifammara) wrote,
2012-08-01 23:02:00 Alif Ammara
alifammara
2012-08-01 23:02:00 Categories:

  • Общество
  • Религия
  • Отношения
  • Cancel

Вопрос: Как я знаю, человек, решившись жениться, просит у родителей одобрения и согласия. Однако, что делать, если супруги разошлись, а сейчас думают сойтись вновь? Нуждаются ли они в одобрении своих семей и проходом через всё, то же самое снова?

Ответ: Хвала Аллаху.

Если муж дал своей жене первый или второй развод, и если ещё не закончился период ‘идды (окончание трёх периодов менструаций или рождение ребенка для беременной женщины), то он может вернуть свою жену словами: «Я вернул тебя» или «Я удержал тебя». Этим возобновление брака будет считаться верным. Или же может совершить какое-либо дело, намереваясь вернуть жену. К примеру, совершить половой акт с намерением возобновить брак. Этим брак также возобновится.

Сунной в этом вопросе является свидетельствование о возобновлении брака, то есть призыв двух свидетелей-мужчин в соответствии со словами Всевышнего Аллаха:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِنْكُمْ

«Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» (сура «ат-Таляк», аят 2).

Этим осуществится возобновление брака.

Если же после первого или второго развода у жены прошёл период ‘идды, то необходимо заключить новый брак. В этом он подобен остальным мужчинам: он просит руку у опекуна женщины и у неё самой. Когда она и её опекун согласятся, то они договариваются о махре, который удовлетворит её, и в присутствии двух справедливых свидетелей-мужчин заключают брак.

Если же он дал ей окончательный – то есть третий – развод, то она становится запретной для него, пока не заключит брак, соответствующий Шариату, с другим мужчиной, и пока он не совершит с ней половой акт, а после расстанется с ней: или разведётся, или умрёт.

Так как Всевышний Аллах сказал:

فَإِنْ طَلَّقَهَا فَلا تَحِلُّ لَهُ مِنْ بَعْدُ حَتَّى تَنْكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ

«Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» (сура «аль-Бакара», аят 230).

Мужу запрещено договариваться с другим мужчиной, чтобы тот женился на его бывшей жене, а потом покинул ее. Подобное является одним из больших грехов.

Такой брак не делает её дозволенной для бывшего мужа, и даже более этого, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял как первого мужа, так и второго мужа, который своей женитьбой решил сделать женщину дозволенной для первого мужа.

См. книгу шейха ‘Абдуль-‘Азиза бин База «Фатауа ат-таляк» (Т. 1. – С. 195 – 201).

Вопрос: Через 2 месяца после того, как суд объявил развод, у мужа была близость с бывшей женой. Она просто пришла к нему, и у них была близость. Она потом забеременела. Будет ли это считаться, что он вернул ее? Будет ли законна по исламу такая беременность?

Ответ: Хвала Аллаху!Срок идда у женщины, которая была разведена (с правом возврата) длится 3 менструальных цикла, если у нее есть менструации, или 3 месяца, если у нее менопауза или она из тех, у кого нет менструации.Аллах сказал:Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций.

[аль-Бакара, 2:228]Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. [аль-Талак, 65:4]Муж может вернуть жену обратно во время периода идда, согласна она или нет.

Возвратом жены в таком случае, по мнению ученых, могут быть слова, указывающие на это, например: «Я беру тебя назад»Но ученые разделились во мнении, может ли возврат жены осуществляться через действие, например половую близость или действия, которые приводят к близости, такие как объятия и поцелуи.

Существует четыре мнения:1) Ханафиты придерживаются мнения, что возврат может осуществится путем близости или поцелуев любой части тела с желанием, или через касание даже если есть преграда, через которую пыл желаний можно почувствовать. Они считали все эти действия признаком возврата жены, потому что, идя на близость, человек соглашается, чтоб она стала женой снова.

2) Маликиты считают, что возврат жены путем близости или действий приводящих к близости – действителен, при условии, если муж этим способом намеревается вернуть ее назад.

Если же он целует или прикасается к ней с желанием, или желает близости с ней, или имел близость с ней без намерения возвращать ее, тогда возврат жены в результате этих действий не действителен, и он совершает запретный (хараам) поступок.3) Шафииты считают, что возврат недействителен, пока он не делается устно.

И он совсем не действителен в результате действий: была ли это сама близость или действия, которые приводят к близости, и были ли действия связаны с намерением возврата или такого намерения не было.4) Ханбалиты считают, что возврат жены путем близости действителен в любом случае – неважно, было намерение на возврат или нет.

А что касается поступков, которые приводят к близости, они не будут причиной возврата – такого правильное мнение этого мазхаба.См. Табиин аль-Хакаик (2/251) Хаашият Ибн Абидин (3/399) аль Харши аля Халиль (4/81) Хашият аль-Буджайрими (4/41), аль-Инсааф (9/156) и Маталиб Ули (5/480)Более верным будет второе мнение, что близость с намерением возврата, будет считаться возвратом жены назад.

Шейх ибн Усаймиин (да помилует его Аллах) сказал: «Второе мнение состоит в том, что близость не будет считаться возвратом, до тех пор, пока нет намерения вернуть жену. Потому что между мужчиной и женщиной немахрам может быть просто близость, как, например, в случае зина (прелюбодеяния).

Такое желание может быть спровоцировано, или он может увидеть ее привлекательность и не сможет контролировать себя, и у них случается близость, без намерения или желания вернуть ее назад как жену или без намерения вернуться к ней. Согласно этому мнению, близость не будет считаться возвратом, пока у человека не будет намерения вернуть ее назад.

Это верное мнение и это мнение поддерживал Шейх аль-Ислам Ибн Таймийа (да помилует его Аллах). Потому что близость может быть с желанием вернуть ее назад, и она совершается с намерением вернуть ее назад или это может быть просто близость, в результате желания, и это не указывает, что он возвращает жену назад.

Правильным мнением будет то, что возврат жены не произойдет по причине близости, до тех пор, пока у человека нет намерения вернуть ее назад, и пока он не считает это допустимым, основываясь на том, что она его жена.

Если это так, zatem он возвращает ее, но согласно этому мнению, если у него будет близость без намерения вернуть, и она забеременеет после близости, будет ли ребенок считаться его?Ответ – да, это его ребенок, потому что здесь случай с близостью не ясный, и потому что она была его женой, т.к. ее идда еще не закончился. Поэтому его не стоит наказывать (хадд) за зина, а следует применить дисциплинарное взыскание (тазир)». Конец цитаты из Аль-Шарх аль- Мумти (13/189)Ученые считали желательным (мустахаб) возвращать жену при свидетелях, потому что Аллах говорит:«Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения» [аль-Талак 65:2]

Если разведенная женщина отказывается от близости с мужем, пока не будет засвидетельствован ее возврат, некоторые ученые считают это признаком ее проницательности и зрелости.

Аль-Хараши сказал в Шарх аля Мухтасар Халил (4/87): «Если муж разводится с женой (имея право на возврат) т.е. дает первый или второй талак, а затем возвращает ее и желает с ней близости, а она отказывает ему пока он не вернет при свидетелях, то у нее есть право поступать таким образом, и это указывает на ее мудрость. В этом случае она не проявляет неповиновение мужу, а напротив будет награждена за этот отказ». Конец цитаты.И во-вторых,Этому мужу следует покаяться перед Аллахом, Слава Ему, за то, что он имел близость с женой, не намереваясь брать ее назад, и ему следует признать этого ребенка как своего, если беременность случилась по причине их близости. Ему надо еще раз подумать о разводе, потому что может будет лучшим для него вернуть жену и заботиться о ней и своем ребенке.В-третьих, если с этим случаем обратиться в шариатскому судье и он сделает постановление, которое посчитает подходящим, то после это постановление будет обязательно для обоих партнеров, потому что постановление каади (судьи) преобладает над любыми разногласиями среди ученых.Поскольку вы находитесь на западе, где нет шариатских судей, мы думаем, что между вами должен рассудить человек, у которого есть знания по исламу и фикху. (Вы можете найти такого человека через ваш исламский центр) и он может вынести решение на основе того, что ему известно из постановлений по этому вопросу, и его постановление будет обязательным для вас, как если бы его выносил шариатский суд.И Аллах знает лучше.

http://www.islam-qa.com/index.php?ref=101702&ln=eng

перевод Умм Салих

БРАК

Источник: https://alifammara.livejournal.com/159216.html

§4. Развод. ‘Идда

Срок идда после развода в исламе

В первую очередь, следует отметить, что развод (по-арабски «талак») наносит удар по душевному состоянию супругов и в последующем сильно сказывается на воспитании детей, подвергающихся натиску нравственных болезней и психологических травм, от которых семья защищала их.

Согласно мусульманскому вероучению самым ненавистным для Господа из дозволенного человеку является развод. Он разрешен в том случае, когда нет другого выхода, как меньшее из двух зол.

Развод применяется в ситуации, когда брак не функционирует должным образом. Он возможен при веских причинах, которые никак невозможно уладить.

До того, как решиться на этот окончательный и отчаянный шаг, необходимо предпринять несколько попыток в следующей последовательности:

1. Две вовлеченные стороны должны попытаться урегулировать споры и сами разрешить свои проблемы.

2. Если это не удастся, два представителя, один со стороны родственников мужа, другой – жены, должны попытаться примирить их и уладить разногласия.

Супругам не рекомендуется спешить в решении этого вопроса. Им необходимо еще и еще раз подумать, посоветоваться со старшими и родственниками, обратиться к местному имаму за советом.

Из практики видно, что в большинстве случаев супруги жалеют о том, что разошлись и хотят заново воссоединиться, но в некоторых случаях это бывает уже невозможно с канонической точки зрения.

Сколько семей разводится, мотивируя свой развод неимением сердечной тяги, любви к друг другу, но когда бывшие супруги остаются одни, случаются и самоубийства. Поэтому они должны избегать слова «развод» и вообще забыть о нем.

Однако, если эти попытки не удались, то следует учесть следующее. Поскольку существуют различные виды разводов и определенное время, в течение которого развод разрешен или запрещен, то по этим вопросам необходимо строго обращаться к имаму. А мы же рассмотрим здесь некоторые случаи и условия, когда и при каких обстоятельствах происходит развод, чтобы супруги остерегались их.

В никях или же в ‘акду-з-завадж входит три талака (т.е. первый, второй и третий) и мужчина соответственно не имеет право разводиться с одной женщиной более трех раз подряд. Разводы могут производиться как в различное время, так и одновременно.

С точки зрения последствий, развод можно разделить на два вида: «талак радж‘ий» и «талак баин».

1. Талак радж‘ий. Первый и второй разводы являются талаком радж‘ий, после которого муж во время периода, называемого ‘идда, имеет право вернуть к себе жену без заключения нового брачного договора. Он происходит, например, когда муж говорит жене (в прошедшем времени): «Я разошелся с тобой» или: «Ты разведена».

В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, т.е., независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так. Нельзя говорить эти выражения даже в шутку.

При таком разводе обязанности по браку все еще имеют силу, и если муж произнес эти слова, а затем захотел вернуть ее к себе, то в течении периода ‘идда он должен отступиться от своих слов и аннулировать развод.

2. Талак баин – окончательный развод. Третий талак уже засчитывается как окончательный развод. И в случае, когда мужчина говорит жене «Я развелся с тобой троекратно», т.е., производя все три развода вместе, то это также засчитывается как окончательный развод.

Да убережет Всевышний Аллах каждую мусульманскую семью от попадания в такую ситуацию! Потому что, при всем желании, супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения ими очень строгих условий, предъявляемых к ним Шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего и непокорность Его закону.

Поэтому супругу следует быть очень внимательным и избегать таких слов, даже если он желает развестись, так как троекратный развод вообще не поощряется Шариатом. При таком разводе жена должна выждать срок ‘идда, при котором обязанности по браку уже недействительны.

Однако муж, если жена оказалась беременной, должен обеспечивать ее до рождения ребенка, а если она не беременна, то до конца срока ‘идда и только жильем.

Как осуществляется возобновление брака и возвращение бывшей жены в обоих случаях, мы расскажем в следующем параграфе.

Если мужчина дважды повторяет жене «Ты разведена» с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод. А если после этого и третий раз повторит данные слова, то уже произойдет два талака.

Развод, как простой, так и троекратный может быть и условным (т.е. развод, обусловленный чем-либо). Если такой развод будет объявлен посредством слов типа «если», «когда», «в тот момент» и т.п., то он будет действительным при выполнении или невыполнении поставленного условия.

Например, муж говорит: «Ты разведена (троекратно), если пойдешь в дом соседа» или же: «Если не сделаешь то-то и то-то, ты (троекратно) разведена».

В этом случае, к примеру, если жена пойдет к соседу или не выполнит другое поставленное условие, ее действия приравниваются к (троекратному) разводу.

Подобно талаку радж‘ий, талак баин является действительным, если на него указывают намеком (кинайа). Он зависит от намерения супруга. Например, мужчина говорит: «Я не хочу видеть тебя больше» или «Ты мне больше не нужна». Если при этом он был намерен (троекратно) развестись, то данные слова приравниваются к (троекратному) разводу.

Очень часто имеют место разводы, когда муж, находясь в нетрезвом состоянии, произносит подобные слова. Это лишний раз подтверждает, что от употребления опьяняющих веществ происходит множество бед.

Поскольку развод – это проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения, мы здесь не можем рассматривать детально все возможные ситуации, и потому ограничимся лишь ознакомлением с некоторыми случаями и условиями. По конкретным вопросам относительно развода необходимо обращаться к местному имаму.

Цель рассмотрения в этой книге вышеназванных пунктов заключается лишь в том, чтобы дать супругам необходимые первоначальные знания о разводе.

Отсутствие хотя бы этих знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой и будет продолжать жить с ней, считая, что его отношения – законны по Шариату, а, на самом деле, он совершает большой грех. И впоследствии дети могут быть рождены в результате прелюбодеяния.

Зихар. Обет. Развод со стороны супруги

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)».

Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены).

Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.

Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев.

В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара).

Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод.

Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.

Равод со стороны супруги

Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат. Она при этом возвращает полученный от мужа махр. Подробности этого процесса можно узнать у местного имама.

Однако следует отметить, что в хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она даже не почует запах Рая.

‘Идда. Возобновление брака и возвращение бывшей жены к мужу

‘Идда – это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. Период ‘идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду:

1) После смерти мужа.

Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам.

2) После развода или прерывания никяха.

Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда – до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию.

Если женщина была разведена во время очищения, оно считается за пер вый тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.

Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда – три лунных месяца.

До истечения срока ‘идда женщина должна проживать в том месте, где жила до развода или смерти мужа, только при веских причинах она может переселиться в другое место.

Во время периода ‘идда после первого и второго разводов муж имеет право возобновить брак и вернуть бывшую жену. В этом случае муж может вернуть жену, даже без ее согласия, сказав ей: «Я вернул тебя» или в ее отсутствие: «Я вернул свою жену».

Возвращение жены может совершаться и без свидетелей, но лучше, если таковые будут. После произнесения этих выражений муж может страстно обнять или поцеловать супругу, или совершить с ней половой акт, чем ознаменуется возврат к браку.

Также он может сделать ей подарок.

Если время ‘идда закончилось, то в этом случае необходимо совершить новый акт бракосоче тания. Здесь супруг уже не обладает правом на заключение брачного договора без ее согласия.

Женщину, с которой был произведен талак-баин, нельзя вернуть ни во время срока ‘идда, ни после него, если не выполнены следующие пять условий:

– должен пройти срок ‘идда после первого мужа; – затем женщина должна выйти замуж за другого; – иметь с новым мужем половые отношения; – развестись со вторым мужем;

– пройти срок ‘идда после второго мужа.

Источник: http://IslamDag.ru/book/30480

Идда мусульманки и нормы, связанные с ней нормы

Срок идда после развода в исламе

К великому сожалению, не все живут в своем браке счастливо, поэтому иногда супруги могут развестись, так как не видят смысла в дальнейшем продолжении семейных отношений, считая самым лучшим вариантом для себя их прекращение.

Однако многие мусульманки не знают, что после развода с мужем они не сразу могут выйти замуж за другого человека и должны выждать срок идды, только после которого они могут связать себя новыми брачными узами.

В этой статье мы затронем именно тему идды, забытой многими женщинами, несоблюдение которой приводит к проблемам в обществе.

Определение

Идда — это название срока, который женщина выжидает, не выходя замуж, после прекращения брака по причине развода, смерти мужа и т.д.

На необходимость выжидания женщиной срока идды указывают Коран, сунна и иджма (единогласное мнение ученых-муджтахидов). Все доводы мы приведем во время разъяснения норм, связанных с иддой, которые будут разъяснены ниже.

Виды идды

Идда в отношении женщины делится на два основных вида:

¤   Идда, соблюдаемая по причине смерти мужа

¤   Идда, соблюдаемая по причине расставания с мужем

О каждом из этих видов мы расскажем подробней.

1. Идда, соблюдаемая по причине смерти мужа

Срок идды женщины, муж которой скончался, делится на два вида, в зависимости от положения женщины:

•    Если женщина в момент смерти мужа была беременной, то срок ее идды будет продолжаться до момента завершения беременности. Нет разницы в том, родит она через один день или через девять месяцев. То есть длительность беременности не имеет значения. Также следует упомянуть, что идда завершится даже, если произойдет выкидыш.

•    Если же она не была беременной, то срок обязательной идды, которую должна выждать женщина, будет равен четырем месяцам и десяти дням. Не имеет значения половая близость между супругами. То есть срок идды будет 4 месяца и 10 дней, была между ними близость или нет.

Всевышний Аллах говорит: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (Сура «Развод», аят 4).

Также Он сказал: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Сура «Корова», аят 234).

Оба этих аята ясно указывают на срок идды, который необходимо выждать женщине, муж которой скончался.

2. Идда, соблюдаемая по причине расставания с мужем

Срок идды для женщины, которая рассталась со своим мужем по причине развода или расторжения брака, после половой близости, разнится в зависимости от следующих ситуаций:

•    Если женщина в момент развода была беременна, то срок идды будет продолжаться до завершения беременности.

•    Если женщина не была беременна, то ее срок будет равняться трем периодам «чистоты» между менструальными циклами. Таким срок идды будет, если у женщины не прекращены менструальные циклы.

•    Если у женщины прекратились менструальные циклы по причине старости или еще не начались, то срок ее идды закончится по истечению трех месяцев после развода.

Всевышний Аллах говорит: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций. Не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день» (Сура «Корова», аят 228).

Также Он сказал: «Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела» (Сура «Развод», аят 4).

•    Что касается женщины, у которой муж пропал без вести, то в этом вопросе среди исламских ученых есть разногласия. Шафииты и ханафиты считают, что срок идды для нее будет продолжаться до тех пор, пока не умрут ровесники ее мужа.

После этого она должна будет выждать срок идды женщины, у которой умер муж, то есть 4 месяца и 10 дней, а после этого она может выйти замуж, если захочет. Это они объяснили тем, что основа в человеке – это жизнь.

Таким образом, он будет считаться живым, а она будет считаться его женой, пока точно не выяснится, что он умер или дал ей развод. Маликиты и ханбалиты, считают, что срок идды для женщины, чей муж пропал без вести, будет равен четырем годам.

Того же мнения придерживался и имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в Ираке, однако позднее он изменил свое мнение на то, которое мы привели выше.

•    Для женщины, которая развелась с мужем до того, как между ними была половая близость, срок идды не установлен. То есть она не обязана выжидать идду, и может сразу после развода выйти замуж за другого мужчину.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво» (Сура «Сонмы», аят 49).

Для того, чтобы вам было удобней запомнить, приведем ниже небольшую таблицу, коротко охватывающую все нормы идды.

Мудрость идды

Мудрость идды в зависимости от ее причины может заключаться во многих моментах. Если женщина потеряла мужа, то идда будет символом скорби женщины и проявлением уважения к своему усопшему мужу.

Всевышний Аллах повелел супругам быть мягкими и добрыми по отношению друг к другу, и соблюдение идды будет проявлением доброты и уважения по отношению к мужу, покинувшему этот свет.

Потому что скорый после смерти мужа выход замуж означал бы, что женщина не была довольна им и хотела поскорее выйти замуж за другого человека.

Что касается идды после развода, то ее главная цель – это уверенность в том, что женщина не была беременна. За время идды у нее могут проявиться признаки беременности, и будет точно ясно, что ребенок принадлежит мужу, давшему ей развод.

Некоторые нормы, связанные с периодом идды

Есть некоторые нормы, связанные с периодом идды, которые также необходимо знать. Они отличаются в зависимости от причины идды. Далее мы коротко расскажем о них.

1. Нормы, связанные с иддой по причине развода

Если у женщины начался период идды из-за развода с мужем, то есть разница в нормах в зависимости от вида развода. Развод делится на два вида: окончательный (таляк баин) и развод, после которого можно вернуть жену (таляк радж’ий). Поговорим о них по отдельности.

¤   Развод, который позволяет мужу вернуть жену (таляк радж’ий)

Если мужчина даст жене один развод, то есть скажет «я даю тебе один развод», то с этого момента у женщины начинается период идды, во время которого муж может вернуть жену. С этим периодом связаны некоторые нормы. Из них:

а) Муж должен обеспечивать жену жильем.б) Муж должен обеспечивать жену питанием, одеждой и так далее

в) Жене необходимо пребывать в доме и не выходить из него кроме как по необходимости.

Источник: https://islamcivil.ru/normy-svyazannye-s-iddoj-zhenshhiny/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.