Стажировщик

Стажировка водителей – Безопасность движения для всех

Стажировщик

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Продолжим разбираться с обеспечением профессиональной надежности водительского состава. Эта статья посвящена стажировке водителей.

Задача стажировки — обеспечение профессиональной надёжности водительского состава и повышение мастерства путём адаптации водителя к условиям работы на конкретном маршруте и конкретной марке автомобиля, закрепление и совершенствование их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление ТС при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Стажировка должна быть проведена в следующих случаях:

  • при приеме на работу после окончания обучения;
  • при приеме на работу на новое предприятие (независимо от имеющихся категорий, стажа на предыдущем месте работы и т. п.);
  • при перерыве в работе более 12 месяцев;
  • при переводе на новый тип ТС или новый маршрут движения;
  • при переводе для работы на горных маршрутах движения.

Допуск водителя к работе на ТС любой модели без предварительной стажировки запрещён.

Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажирование должно осуществляться под руководством опытных наставников.

Стажёр закрепляется за наставником на весь срок стажировки.

Наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей транспортных средств, имеющих стаж работы на автобусах не менее пяти лет, шасси грузовых автомобилей не менее трёх лет, не допустивших за указанный период нарушений Правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий по своей вине.

Наставники назначаются приказом по предприятию.

Сроки стажировки изложены здесь.

Этапы стажировки

1. Проверка знаний Правил дорожного движения. Этап стажировки включает решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.

Прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются.

В течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД.

После повторной проверки знаний по ПДД не сдавшие экзамен отстраняются от работы, в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки все, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.

Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок), допускаются к дальнейшему прохождению стажировки.

При этом оформляется стажировочный лист, в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД.

Выписанный стажировочный лист регистрируется в Журнале учета выдачи стажировочных листов (также возможно ведение данного учета в компьютерной программе, например, типа 1С: Управление АТП).

2. Работа на внутрипарковых зонах. Этап стажировки включает:

  • осмотр транспортного средства;
  • проверка наличия принадлежностей, инструмента, состояния шин;
  • заправка топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;
  • проверка исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;
  • запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;
  • движение задним ходом и разворот;
  • торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;
  • изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;
  • соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;
  • соблюдение требований пожарной безопасности;
  • изучение плана эвакуации с территории предприятия.

3. Работа на линии. Этот этап стажировки включает элементы:

  • диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;
  • правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;
  • соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;
  • пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;
  • движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;
  • соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;
  • встречный разъезд в тёмное время суток, действия при ослеплении;
  • оформление товарно-транспортной и путевой документации;
  • особенности управления груженого автомобиля;
  • погрузка и разгрузка автомобиля;
  • крепление груза;
  • последствия перегрузки, неравномерное распределение груза на автомобиле;
  • маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.

4. Контрольная поездка.

Контрольная поездка выполняется с грузом или пассажирами. Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы.

Оформление результатов стажировки

Стажировка водителей заканчивается контрольной поездкой и собеседованием водителя-наставника со стажёром. В стажировочном листе водитель-наставник отражает замечания, выявленные в ходе стажировки, если они есть.

В стажировочном листе ставятся подписи наставника и стажера. Стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе.

Он подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.

Если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т. п.)

Оформленный стажировочный лист направляется в отдел кадров предприятия для издания приказа о допуске водителя к самостоятельной работе.

Ответственность лиц за проведение стажировки.

  1. Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.
  2. Начальник службы БД обязан периодически контролировать прохождение стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков, контролировать работу водителей-наставников.
  3. Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.
  4. Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром при управлении автомобилем и его обслуживании. Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.
  5. Руководители автоколонн несут персональную ответственность за правильность и полноту стажировок.

Источник: https://bdd-vsem.ru/stazhirovka-voditeley/

Стажировка: вред или польза для работодателя?

Стажировщик

Рубрика: Советы работникам | 25.08.2016 

Что такое бесплатная стажировка?

 К сожалению, не каждая компания малого и среднего бизнеса в Казахстане может похвастаться отлаженной системой управления персоналом. Нет регламентов по подбору, обучению, ротации персонала. Удобные и четкие регламенты используют в работе банки, акционерные общества, крупные заводы стратегического назначения, национальные холдинги. 

Все остальные компании подбирают свой персонал по наитию. Кадровых агентств мало, да и доверять им не принято. Хороших менеджеров по персоналу в малом бизнесе нет: работа не востребована почти так же, как и направление кадрового учета и делопроизводства. Вот и приходится нам, обычным предпринимателям, заниматься подбором нужного работника самостоятельно.

 

Теперь представьте: вы недавно уволили очередного работника, на его место с неимоверным трудом подобрали дизайнера, программиста, бухгалтера, кладовщика. За все годы занятия бизнесом вам приходилось сталкиваться с разными типами работников.

Среди них были хамы, откровенные лентяи, редчайшие самородки-умницы, средне-статистические личности, прожигатели штанов. Вам даже «посчастливилось» работать с мелкими воришками. Вы настолько устали от бестолкового персонала, что готовы пойти на всё, чтобы обезопасить себя.

И первое, что вам приходит в голову, – это предложить новому работнику бесплатную стажировку.

    

Что такое стажировка с точки зрения предпринимателя?

 Работник должен показать себя во всей красе. На это ему дается два-три дня, небольшое практическое задание, выполнив которое, он подтвердит свои умения и навыки. Допустим, программисту во время стажировки дают задание собрать одностраничный сайт (лендинг) на самом простом движке. Дизайнеру поручают оформить визитку или буклет для нового клиента. Бухгалтер расчитывает заработную плату или разносит выписки банка. В общем, вы даете новому работнику реальное практическое задание, проверяете его квалификацию, но за работу не платите. 

Чем хороша стажировка для работодателя? Кажется, что вы ничем не рискуете. Вы дали работнику задание, он с ним справился – отлично. Оставляем работать и оформляем документы. Если не справился, то говорим «до свидания» и продолжаем поиски дальше. Но так только кажется.

 

Какие опасности кроются в стажировке персонала?

 

Опасность № 1.

В Трудовом кодексе РК понятия «стажировка» нет! Все, что не указано в Трудовом кодексе РК, запрещено. Вы обязаны с каждым работником заключить трудовой договор и на основании трудового договора назначить испытательный срок. А вот в рамках испытательного срока уже назначайте работнику любые задания и проверяйте его квалификацию. 

Опасность № 2.

Вы не имеете права принуждать человека к труду и тем более не оплачивать этот труд! Стажировка – это принуждение и даже шантаж: работнику нужна работа, и своими действиями вы вынуждаете бесплатно отработать на вас пару-тройку дней. В этом случае работник может обратиться в суд и взыскать с вас моральный ущерб. 

Опасность № 3.

Как только вы допустили работника к работе без оформления трудового договора, то сразу же «заработали» штраф в размере от 60 МРП (от 120 000 тенге)! Конечно, сразу же проверяющий к вам не придет. Но отвергнутый работник может пожаловаться государственному инспектору. Тогда вам грозит проверка и штраф. 

Опасность № 4.

Во время выполнения вашего задания «стажировщик» может получить производственную травму. Начнется расследование несчастного случая, где и выявится факт незаконного привлечения пострадавшего к работе, отсутствие обязательной страховки на работника. Опять проверки, штрафы, расследования и прочие неприятности. Кстати, в Административном кодексе РК существует штраф на организацию за уклонение от заключения договора обязательного страхования. Размеры впечатляющие – от 200 МРП (от 400 000 тенге). Неприятность может возникнуть даже в том случае, если договор со страховой организацией вы заключили. В договоре указано 5 работников, а травму получил шестой. Нестыковка ценой в 200 МРП. 

Опасность № 5.

Обиженный работник может обратиться за защитой своих прав в управление труда и написать заявление о нарушении вами в отношении него законодательства о персональных данных и их защите. Во время стажировки вы могли использовать личные данные работника незаконным способом и уж точно хранили их неправильно – личные данные сейчас под особым присмотром. Штрафы за нарушение Закона о персональных данных составят от 30 МРП (от 60 000 тенге). 

Опасность № 6.

Ах, да! Вы же еще и не заплатили работнику. Смело готовьте 60 МРП на штраф – это от 120 000 тенге. Конечно, может вас и пронесет, и нарушение будет признано малозначительным. Но мы пойдем по крайнему сценарию: везет не всем, и на момент проверки инспектор может просто закрывать план по борьбе с недобросовестными работодателями

Теперь как люди практичные давайте посчитаем.

 

Вам не хотелось впустую платить заработную плату очередному бестолковому работнику. Ведь вы еще не знаете, подойдет он вам или нет. Допустим, заработная плата программиста по штатному расписанию составляет 80 000 тенге. Среднедневная заработная плата составит 3 600 тенге. За два дня бесплатной стажировки вы сэкономили:

 

№ п/пСуть нарушенияШтраф
1.Заработную плату за 2 рабочих дня7 200 тенге
2.Налоги с заработной платы (при самых грубых подсчетах)1 500 тенге
Общая экономия составила:8 700 тенге

 Ну что ж. Достойно. В наше-то кризисное время любая копейка ко двору. Да?! А теперь давайте посчитаем, сколько вы потеряете, если работник обратится на вас с жалобой к государственному инспектору труда (1 МРП в 2016 году равен 2 121 тенге): 

№ п/пВид экономииСэкономили
1.Допуск к работе без трудового договора72 720 тенге
2.Невыплата заработной платы127 260 тенге
3.Уклонение от заключения договора обязательного страхования424 200 тенге
4.Нарушение Закона о персональных данных63 630 тенге
Размер штрафов может составить:687 810 тенге

 Размеры штрафов впечатляют? Ещё бы! – написала я и задумалась. Ведь сейчас работодатель совсем сникнет. Получается, что к нему на работу могут конвейером приходить лоботрясы и бездельники. Со всеми он должен заключить трудовые договоры, предоставлять им работу, оформлять многочисленные бумажки (хотя правильно это называется вести кадровый учет.

Но, я готова вам предложить «волшебную таблетку». Так как я хорошо знаю трудовое законодательство РК и РФ, у меня есть варианты маневра.

 В 2016 году Трудовой кодекс РК вышел в новой редакции. И теперь работодателю разрешено расторгать трудовые договоры с работниками в период испытательного срока.

 

Что это значит? Вы приняли на работу работника, оформили с ним трудовой договор, в котором указали, что работник принимается на работу с испытательным сроком на 1 месяц. В течение этого месяца вы предлагаете работнику различные задания для проверки его профессиональных навыков и качеств.

Проходит 2 недели, и вы отчетливо понимаете, что такой работник вашей компании не нужен. Что делать? Все просто: увольнять. Только правильно. ☺

 Чтобы не быть голословной, приведу вам сравнительный анализ Трудового кодекса 2007 и 2015 годов выпуска в части статьи, регулирующей результат испытания при приеме на работу:

Статья 37 ТК РК-2007
  Результат испытания при приеме на работу   

1.

При отрицательном результате работы работника в период испытательного срока работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой договор, предупредив его в письменной форме не ранее чем за семь календарных дней до истечения испытательного срока с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не прошедшим испытательного срока.

 2. Если срок испытания истек и ни одна из сторон не потребовала расторжения трудового договора, то работник считается прошедшим испытательный срок. 

3. В случае назначения работодателем работника до истечения испытательного срока на вышестоящую должность работник также считается прошедшим испытательный срок.

 Как вы видите, вплоть до 31 декабря 2015 года мы были обязаны дождаться окончания испытательного срока. Даже в том случае, если с работником был заключен трудовой договор с испытательным сроком на 3 месяца.

Статья 37 ТК РК-2015
  Результат испытания при приеме на работу   

1. При отрицательном результате работы работника в период испытательного срока работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой договор, уведомив его в письменной форме, с указанием причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора.

2. Если срок испытания истек и ни одна из сторон не уведомила о расторжении трудового договора, то работник считается прошедшим испытательный срок.

 
Сравнили? В условиях 2016 года вы имеете полное право уволить работника за неделю-две-три до окончания испытательного срока. Для этого вам понадобится выполнить следующие шаги: 

1. Обязательно составьте письменное уведомление;

 

2. Укажите причины неудовлетворительного прохождения работником испытательного срока;

 

3. Ознакомьте работника с уведомлением под роспись. Если он отказывается расписаться в уведомлении, то отправьте документ заказным письмом с уведомлением (специальный почтовый бланк) по адресу проживания. Отрывное уведомление с почтового конверта подшейте к уведомлению о непрохождении испытательного срока;

 

4. Подготовьте приказ о расторжении трудового договора в связи с отрицательным результатом работы в период испытательного срока.

 Если вы оформите все кадровые документы и процедуры правильно, то такой приказ о расторжении трудового договора будет очень сложно оспорить в суде. 

 

Екатерина Лебедь, ведущий специалист ТОО «Контрольно-аналитическая служба «РЕВИЗОР» по правовой экспертизе кадровых процедур и документов (кадровый аудитор). 

Источник: https://hr.kazinvoice.kz/stagirovka-vred-ili-polza-dlya-rabotodatelya/

4 Лица Участвующих в Стажировке

Стажировщик
Небольшая задача: У вас в организации служебными автомобилями управляют директор, начальник отдела продаж и штатный водитель. Вопрос: Кому из них надо проводить стажировку?

Ответ на этот вопрос — нужна ли стажировка — могут дать не все специалисты.

Также устоялось мнение, что обязательным атрибутом должно быть Положение о стажировке и программа стажировки. Возможно так оно и есть, но, прочитав нормативное законодательство, вы увидите, что обязательства по наличию положения или программы стажировки нет (в отличие, например, как при вводном инструктаже или первичном инструктаже на рабочем месте).

Итак, 7 стандартных вопросов — 7 коротких, как выстрел, ответов:

  • Чем руководствоваться при проведении стажировки;
  • Кому нужно проводить стажировку;
  • Кто должен и кто может проводить стажировку;
  • Какие темы включать в программу стажировки;
  • Когда проводить стажировку;
  • Где и как проводится стажировка;
  • Где отмечается стажировка.

Чем руководствоваться при проведении стажировки

Мне пришлось буквально с головой погрузиться в нормативное законодательство. Я нашел много интересного. Но начну с главного — перечислю нормативные документы, в которых хоть как-то, но пробегало понятие стажировка.

  • Трудовой Кодекс РФ Статья 212 и 225;
  • Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г.

    N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;

  • Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте»;
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 15 января 2014 г. N 7 г.

    Москва «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»;

  • ГОСТ 12.0.004-90 «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА»;
  • Руководящий документ. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.)

Отмечу, что РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 носит рекомендательный характер и никак не относится к обязательным документам. Например, при написании Положения или Программы стажировки можно им руководствоваться, но в пределах разумного.

Также отмечу, что Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 15 января 2014 г. N 7 обращен в чистом виде к перевозчикам. То есть к тем организациям, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов.

Кому нужно проводить стажировку

В данной теме есть неразрывная связь: стажировку проходят только рабочие (то есть работники имеющие профессию) и принимаемые на работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

  • Со всеми лицами, поступающими (принимаемыми) на работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • Работники, имеющие профессию (или все рабочие).

От себя добавлю, что в организациях занимающихся перевозками все водителями, кто перешел на новый маршрут проводится стажировка, а также если водитель пересаживается на другой тип автомобиля.

Кто должен проводить стажировку

Как всегда, емкий ответ: стажировку проводит опытный работник, назначенный Приказом.

Это может быть механик или бригадир-наставник, или водитель-наставник или любое другое лицо, имеющее знания, навык и опыт (стаж) по данной профессии и владеющий в совершенстве безопасными методами и приемами управления конкретным типом транспортного средства.

Кстати нигде не нашел, чтобы стажирующий в обязательном порядке назывался водитель-наставник. Так же не нашел, что водитель-наставник обязан где-то проходить какие-то специальные курсы.

Какие темы включать в программу стажировки

Конечно четкого описания тем нет. Есть только общие слова: «…усвоить навыки безопасных приемов работы…». Но на просторах интернета вы можете найти примеры таких программ. У меня же есть в арсенале своя отработанная программа стажировки, которая не вызвала никаких отрицательных эмоций у надзорного органа.

Вот примерные темы в общем изложении:

  • Организация и содержание рабочего места, транспортного средства;
  • Проверка исправности оборудования, безопасная подготовка и пуск в работу транспортного средства;
  • Включение и анализ контрольно-измерительных приборов, а также блокировочных, сигнализирующих, предохранительных и защитных средств, и приспособлений, используемых при эксплуатации транспортного средства;
  • Применение средств коллективной и индивидуальной защиты (СИЗ) и предохранительных приспособлений, требования к спецодежде, специальной обуви;
  • Безопасная погрузка, разгрузка транспорта (если такая есть);
  • Характерные причины ДТП и других случаев производственных травм;
  • Работа со средствами пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.

Когда проводится стажировка

Стажировка проводится сразу после проведения первичного инструктажа на рабочем месте и является логичным продолжением по усвоению навыков безопасных методов и приемов управления служебным автомобилем.

Каждый работник, имеющий профессию, после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасных приемов работы прикрепляется на 2-5 смен (в зависимости от характера и сложности профессии) к бригадиру-наставнику или опытному работнику, под руководством которого он выполняет работы. После этого руководитель участка, убедившись в усвоении вновь поступившим работником безопасных приемов работы, оформляет допуск к самостоятельной работе…

Именно так гласит Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте».

В процессе стажировки участвуют 4 лица:

  • Работодатель как организатор;
  • Руководитель работ как делопроизводитель и экзаменатор;
  • Опытный работник как стажирующий;
  • Водитель как стажируемый.

Где отмечается стажировка

О проведении стажировки очень хорошо написано в ГОСТ 12.0.004-90. Больше нигде требовании о том, что надо делать запись в журнале нет. Но этого уже достаточно. Цитирую:

…7.9.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте …

ВЫВОД:

  • Такое мероприятие как стажировка зачастую упускается из виду, хотя вы теперь поняли, что это не менее важный элемент чем «вводный инструктаж» и «первичный инструктаж на рабочем месте.

    Вы меня можете спросить, а надо ли проводить стажировку начальнику отдела продаж (например) который управляет служебным автомобилем?

    Вы уже поняли, что надо! Это кажется невероятным, но надо! Потому что начальник отдела продаж наряду со своими прямыми обязанностями выполняет функции водителя (работу по профессии – водитель).

Источник: http://trans-co.ru/?p=5720

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.